Подготовка почвы. Узнай, А созрела ли почва?

А созрела ли почва?

Вот и наступила долгожданная весна. Любимое время всех дачников. Но вместе с тем, когда растает снег, земля начинает прогревается, и земля начинает приобретать неприятный запах. Это означает то, что в земле начинают появляться почвенные бактерии. Это означает, что весна уже наступает. Но это не означает, что пора браться за садовые инструменты, и на этом подготовка почвы не завершена. Верхний слов земли еще пока напоминает жидкую грязь и полностью перекопать ее вам точно не получится. Не стоит тратить не свое время не свои силы. Они вам еще пригодятся.

Агрономы советуют дождаться, когда излишки влаги уже испарятся. После этого почва должна принять свою «физическую спелость». Это означает, что земля уже хорошо крошится и не прилипает к садовым инструментам (лопате или мотыге). Как это определить? Попробуйте выкопать маленький кусок почвы или же просто сожмите в ладони кусочек земли.

Подготовка почвы

Если вы не любите ждать, то ускорить процесс перехода зимней почвы в весеннее состояние в принципе можно. Для этого вы можете полностью убрать снег со своего участка или же накрыть свои грядки полиэтиленовой пленкой.

Прошло время, вот вы и дождались — влага испарилась, земля уже не напоминает жидкую грязь, и вы можете спокойно капать, сажать, сеять все что пожелаете. Но это не значит, что все нужно садить в одно время. Вы, наверное, уже знаете, что какие-то садовые культуры нужно сажать раньше, какие-то позже. Каждой культуре отведено свое время. Вы это обязательно должны учитывать. Если же вы решите оставить грядки так как они есть, то почва может покрыться коркой, через которую будет испаряться влага. А это тоже не хорошо. Потому что талая вода очень благоприятно влияет на рост всех садовых культур. А она нам досталась даром. Зачем же мы будем ее попусту терять. Потеряв ее, затем вам придется поливать из шланга или лейки. А зачем, когда природа уже сделала многое за вас. Используйте это.

Если вы не хотите попусту иссушать ваш участок, то мы советуем провести вам весеннее закрытие влаги. Очень красивое и солидное название. На самом деле, это простое рыхление почвы именно того участка, на котором в ближайшее время вы пока ничего не планируете сажать. Рыхлить землю вы можете любим садовым инструментом, какой вам удобнее (грабли. мотыга, культиватор). Проделав это однажды, в последствии вам не придется каждый раз поливать вашу почву. Что сэкономит также время и силы. По той же самой причине, советуем вам после того, как вы перекопаете грядки, их нужно разровнять граблями. Если этого не сделать во время, тогда могут остаться куски почвы, они и превратятся в большие, твердые комки.

Важный факт. Многие уже современные садоводы-огородники начинают отказываться от традиционной перекопки земли — с оборота пласта и разбиванием этого пласта на куски. По своей сути это правильно. Вот почему. В земле находится два вида бактерий — аэробные (им нужен кислород, чтобы жить) и анаэробные (им, наоборот, кислород вредит). Одни бактерии находятся в верхнем слое почвы, чтобы быть ближе к воздуху, а другие — в нижнем. А когда мы начинаем переворачивать пласт, то обе разновидности бактерий начинают нехорошо, даже некомфортно себя чувствовать. Выход есть. Это поверхностное рыхление почвы. Но тогда в этом случае вам нужно будет следить за состоянием почвы, чтобы она не пересыхала, а для этого необходимо будет регулярно мульчировать почву торфом, опилками, соломой и другими органическими материалами.

Подготовка почвы к посадке: виды и особенности

Для того, чтобы собранный с полей урожай был богатым и здоровым, аграрий должен знать основные свойства почвы, ее типы и правила подготовки перед высадкой растений. Улучшая качественный состав почвы и применяя биологически и химически активные препараты, владелец сможет приумножить урожайность и качество собранной продукции.

Почва – субстрат, образование, состоящие из мелких твердых частиц органического или неорганического происхождения с расстоянием между ними, позволяющим кислороду и воде проникать в нее в тех или иных количествах. Почва является основным, самым важным и ценным ресурсом в сельском хозяйстве. От состояния почвы, ее насыщенности минеральными элементами, питательными веществами, водой и воздухом зависит урожайность, а, как следствие, рентабельность и эффективность любого производства. Издавна наличие в собственности плодородной почвы считалось признаком благосостояния, а умение правильно ее возделывать еще век-два назад было одним из самых важных умений любого среднестатистического человека.

Основные свойства почвы

Как сельскохозяйственный ресурс почва имеет следующие свойства:

  • незаменимость;
  • ограниченность количества;
  • неспособность к перемещению;
  • плодородие.

Эти особенности подчеркивают необходимость исключительно бережного отношения к почвенным ресурсам и постоянной заботы о повышении плодородия почв (плодородие – такая структура грунта, при которой свободно происходит обеспечение растений водой и минеральными веществами).

Естественный уровень плодородия редко располагает к выращиванию прихотливых к условиям, требующих большого количества питательных веществ культурных растений. К тому же, он со временем падает, так как количество полезных веществ ограничено, и каждое растение, посаженное на данной почве, поглощает их. Внося удобрения, органические или минеральные, ведя борьбу с сорняками, высаживая культурные травянистые растения, используя бесплужные и высокотехнологичные системы обработки почвы, любое сельскохозяйственное предприятие или фермерское хозяйство может достичь высокого уровня так называемого эффективного плодородия: состояние почвы, в котором она способна снабжать питательными веществами заданное количество растений.

Ученые утверждают, что по механическому составу лучшими почвами для выращивания различных культур являются богатые гумусом, рыхлые супесчаные и суглинистые почвы. Земледелие ведется на территориях с пригодными для возделывания почвами, при характерных для данной местности и легко переносимых растениями климатических условиях. Производство на небольших площадях не имеет смысла. В этой связи агропромышленные предприятия, как правило, базируются на участках с большой площадью, что приводит к потребности в механизации производства.

Со временем любая производственная сила изнашивается. Почва же при рациональном использовании ее ресурсов, регулярном удобрении, проведении восстановительных работ не ухудшается, а, наоборот, становится лучше, повышается плодородие почвы. Она выполняет множество функций в биосфере, основные из них:

  • является местом обитания некоторых животных;
  • является «поставщиком» питания для растений;
  • собирает и накапливает внушительное количество химической энергии;
  • поддерживает баланс биосферы.

Все вышесказанное говорит о ценности почвы и ее исключительной пользе при правильном, рациональном использовании. Для обеспечения оптимальных условий прорастания урожая необходимо тщательно подготовить почву.

Особенности типов почвы

Для начала следует понять, почву какого типа следует возделать:

  • Глинистая почва твердая, при сильном увлажнении такая почва становится вязкой, легко деформируется, но с трудом ломается. На таких почвах произрастают некоторые сорта роз, ирисы, малина, инжир, яблони, вишни, боярышник, многие бобовые и пасленовые.
  • Суглинистаяпочва в сухом состоянии растирается в порошок, при детальном рассмотрении которого обнаруживаются песчинки и частички пыли. При увлажнении становится легко деформируемой. На таких почвах в условиях развития современной аграрной науки растут любые культуры, но наиболее высокий урожай дают растения семейств бобовые, крестоцветные и пасленовые.
  • Сухая супесчанаяпочва растирается в однородный порошок между пальцами. При рассмотрении можно различить песок. Влажная с трудом деформируется. Пригодна для выращивания различных корнеплодов, бобовых и крестоцветных.
  • Песчаная почва в сухом состоянии представляет собой крупный порошок. При увлажнении не деформируется. Позволяет выращивать некоторые пасленовые и корнеплоды.
  • Щебенчатая, или хрящевая почва содержит глинистые, песчаные, щебенчатые и хрящевые частицы. Подходят для выращивания хвойных деревьев.

Подготовка почвы перед посадкой

Существует несколько способов обработки почвы, сочетание которых дает полную подготовку почвы к посеву:

  1. Механическое разрыхление.
  2. Удобрение органическими и минеральными веществами.
  3. Обработка биологически и химически активными веществами.

Механическое разрыхление

Механическое разрыхление производится с целью насыщения почвы кислородом и минимизации препятствий для корневой системы растения. Она может производиться собственноручно или с помощью специального оборудования, быть простой или же двойной.
Перед началом разрыхления проверяется, следует ли его производить. Если почва с глубины 8-20 сантиметров легко рассыпается, то производить разрыхление можно, отсутствие этого эффекта свидетельствует о том, что производить разрыхление рано.

Перед процедурой все растения с выбранного участка удаляются. Снимается верхний слой дерна приблизительно на 8-10 сантиметров. Двойное (плантажное) разрыхление осуществляется на глубине 45-60 см, что позволяет улучшить дренаж, разрушая затвердевшие слои почвы. Когда дерн удален, полосами по всей площади выкапываются своего рода «траншеи» шириной не более 30 см, земля, выкопанная из одной «траншеи», засыпается в другую. После окончания плантажного разрыхления поверхность почвы немного повышается. Посадку начинают после выравнивания уровня почвы.

Улучшение качественного состава

Недостаток органических и минеральных веществ заполняется удобрениями. К примеру, при повышении кислотно-щелочного баланса в почву вносятся сульфатсодержащие удобрения, а при понижении его – известняк. Минеральный баланс почвы определяется специальными приборами.
В качестве органических удобрений подходят любые растительные отходы – опилки, опавшие листья, мелкие кусочки древесной коры, мертвые травянистые растения, скошенная трава, сгнившие плоды. Все это собирается в одну емкость, заливается, а через два месяца уже готова к использованию.

Особенности подготовки почвы к посеву:

  1. Подготовка проводится ежегодно.
  2. Необходимо создание плодородного слоя почвы толщиной 35-40 сантиметров, с каждым годом толщина этого слоя должна увеличиваться на 3-5 сантиметров.
  3. Окультуривание почвы проводится обязательно.

Обработка химически и биологически активными веществами

Микроорганизмы играют важную роль в создании плодородия почвы. Микроорганизмы участвуют во многих процессах, к примеру, органического разложения. Микробный ценоз на корнях растений строго специфичен. Микроорганизмы помогают растению питаться, иногда осуществляют защитную функцию. Некоторые микроорганизмы способны расщеплять вредные вещества – фосфаты. Образование гумуса полностью обусловлено деятельностью микроорганизмов.

Перед посевом в почву вносятся препараты «ЭМ-1»,«Оксизин», «Байкал -1», содержащие микроорганизмы, поддерживающие плодородие почвы. Препараты Фитоцида или ядохимикаты вносятся для борьбы с вредителями растений.

Подготовка почвы в парнике перед посадкой

Подготовка почвы в теплице происходит с помощью трех описанных выше шагов. Вносятся удобрения, богатые магнием, молибденом, марганцем, азотом, кальцием, калием, натрием, бором. К примеру, сидераты.
Сидераты – растения, которые легко формируют побег, выращиваемые на возделываемых землях. Эти растения впоследствии «запахиваются» в почву, становятся источниками органических веществ и местом обитания почвенных микроорганизмов. Чаще всего используются сидераты:

  • представители семейства Бобовые (клевер, донник, вика и другие);
  • представители семейства Крестоцветные (пастушья сумка, рапс и другие);
  • представители семейства Злаковые (суданская трава, житница и другие).

Сеять их следует весной ( в период с марта по апрель) и осенью (после сбора урожая), а запахиваются за 1-2 недели до посадки культур. Важно также увлажнить и прогреть грунт ранней весной, так как в парниках он обычно сильно пересыхает, поэтому является хорошим теплоизолятором. Для этого рекомендуется прогревать гряды одновременно с трех сторон уже после взрыхления грунта. Можно сделать небольшие борозды для увеличения площади контакта теплого воздуха с почвой. После этого грунт увлажняется ЭМ-раствором и поливается.

Подготовка почвы для посадки огурцов

Огурцы – достаточно требовательные к условиям окружающей среды растения. Выращивать их можно как на открытом воздухе, так и в теплице. Условия им нужны особые. Основные из них:

  1. Высокая освещенность.
  2. Высокая влажность воздуха (до 80%).
  3. Средневысокие температуры (около 25◦С).
  4. РН почвы 6-7,5. Кислые почвы перед посадкой огурцов необходимо известковать.
  5. Поливы теплой водой (не ниже 18 С).

Обработка почвы перед посадкой огурцов требует особого подхода, так как эта овощная культура является достаточно капризной.

  1. Если почва кислая, обязательно произвести известкование.
  2. Провести механическое разрыхление почвы.
  3. Внести 10-15 килограмм органических удобрений на м 2 .
  4. Внести минеральные удобрения (около 10 грамм азота, калия, фосфора).
  5. Сформировать грядки размерами 80х60 сантиметров со слоем почвы не менее 45 сантиметров в толщину.

Подготовка почвы: лучший опыт отечественных предприятий

ООО «Богородицкий альянс» признано лидером в отрасли картофелеводства. В 2014 году организация стала «Лучшим механизатором» и «Организацией, достигшей наилучших результатов в области растениеводства» в Тульской области. Высокая степень механизации, работа бесплужных систем, создание искусственной системы орошения, гидротехнических мероприятий, применение современных безопасных для почвы удобрений позволяют им сохранять почву в идеальном состоянии – и это приносит плоды – огромные урожаи. С 2013 года компания реализует программу точного земледелия.

Для сохранения органического баланса почвы сотрудники хозяйства активно использую сидераты, высаживают травянистые и земляные культуры. Для поддержания достаточного количества минеральных веществ организация применяет высококачественные удобрения на основании азота, фосфора, кальция и магния.

Посоветуйте, как правильно подготовить землю для весенних посадок?

Добрый день, дорогие дачники, любители и эксперты! Меня зовут Наиля. Решила я не терять времени на поиски ответов в сети и обратиться за советом сразу к вам!

В конце сентября приобрели участок (целину, к которой 10 лет никто не притрагивался, окромя коров, что топтали ее). Сама земля заросла полынью (т. к. это район степей) и амброзией. По тесту — в «колбаску» скатывается, но не сгибается (ломается), если ее обильно полить — земля покрывается пышным, как газон, мятликом, и это все, что о ней есть рассказать.

Поэтому вопрос мой простой (однако для новичка один из самых важных и первостепенных).
А т. к. участок стал моим уже сейчас, то и приступить ко всевозможным действиям с ним хочется безотлагательно.)

Копать или не копать? Сейчас с осени, прямо по сорнякам, глубокой вспашкой (типа плуга) или поверхностно культиватором? В общем, как подготовить землю для весенних посадок (возможно, внести органические удобрения)?

Или правильнее будет дождаться весны, провести обработку от сорняков, все перекопать (и это ж ждать аж до середины апреля, когда земля подсохнет) и потом возводить сад-огород?

Рада что нашла сайт 7dach.
И конечно, очень надеюсь на ваши отклики, рекомендации и ценные советы.

С уважением, Наиля!

  • Читайте все комментарии с начала:
  • 1
  • 2

А если так поступить?

1. Весной пролить гербицидом сорняки
2. снять верхний слой черноземный и заложить его в высокие грядки.
3. слой который под черноземом остается как дорожки

С деревьями плодовыми и кустарниками сложнее.
Выкопать ямы под них и засыпать черноземом можно, а куда дальше корни будут расти и пробьют ли они твердый грунт? Даже если ямы 60 в глубину и столько же или 1 метр в ширину делать.

темная почва 5-7 см сверху.

когда после раундапа дерн можно снять?

Добрый день,
у меня средний-тяжелый суглинок еще и с переходом в низину, вода в междурядьях стоит не уходит. На отдельных местах серая масса (по весне в мокром виде) пальцами не ломалась =(
Думаю в сухом будет как ваш камень.
У меня всего лишь сотка, для себя нашла решение сажать в короба. Но это тоже не самое легкое и у меня бесплатные материалы с реманта есть. У всех же своя ситуация.
4 грядки вскопала в мае — как получила, увы. Вам конечно можно наверно и сейчас, если участок большой и техника нужна.
В общем на эти 4 грядки 1 метр на 10 метров (чтобы не думали, не так все легко) внесла по ведру песка на метр, сейчас уже вижу — мало. И по несколько ведер прошлогодних листьев. Земля существенно улучшилась, даже урожай был ничего, несмотря на такую экстримальную посадку.
Из проблем — полезли местные болезни, которых ранее у меня никогда не было. Например тот же фитоплазмоз живет на сныти и подорожнике, а с насекомыми прибил мне урожай томатов, как выяснилось недавно. Сныти с подорожником в округе до дури.

Оставшиеся з запланированных грядки копать не хочу — тяжело и долго.
Дернину всю пришлось снять, думала в компосте хорошо перегниет, но не мой вариант. В компосте так комнями глиняными и лежит в перемешку с другими составными частями.
Хочу просто поставить короба, у нас сейчас листопад начинается, так вот те короба заполнить листьями, присыпать песком и поверх чутка земли из готовых грядок просыпать, припорошить. Можно пролить бактериями, работать они уже не будут, но перезимуют и начнут работу как только смогут. Через слой листьев в 20см ни один сорняк не поднимется! Поверх можно еще черной тканью все накрыть, но это если сажать единичные культуры, типа там клубники, капусты, кабачков, ну вы понимаете… Не корнеплоды и зелень =)
Либо поверх закрыть еще соломой вместо ткани. Но у меня из соломы сажевый гриб полез =( Я его только суровым детергентом в одном месте вывела, так он в трех других полез =(
В общем методов много, выбирайте наиболее вам подходящий и импонирующий.

Урок по окружающему миру в 3-м классе. Тема “Почва”

На данном уроке применяется технология исследования с целью формирования новых знаний о составе почвы.

Средства ИКТ – для углубления и расширения знаний по данной теме.

Для самостоятельного изучения материала и развития коммуникативных качеств используется работа в группах.

Тип урока: исследование (опыты, работа в группах)

Цель: знакомство с почвой, её слоями, составом, основным свойством и охраной.

Задачи:

  • Дать элементарные знания о почве;
  • Познакомить с разнообразием почв;
  • Выяснить простейшие связи между почвой, растительностью, животными и горными породами.

Оборудование:

  • Раздаточный материал: коробочки с глиной, песком, землей
  • Пакетики с неорганическими удобрениями
  • Штатив, спиртовка, стекло, стаканы, воронка
  • Гербарии
  • Кроссворд
  • Электронная презентация

Литература: популярная энциклопедия для детей “Все обо всем”, “Кто такой? Что такое?” 2 том, “Детская энциклопедия”

Ход урока

I. Введение в тему.

Прежде чем начать изучение нового материала, давайте посмотрим на содержимое коробочек (у каждого на парте 3 коробочки с песком, глиной, землей). Обсуждение

– Содержимое какой коробочки вам хотелось бы изучить сегодня и почему?

Ставятся общие цели и задачи урока. (Приложение № 1, слайд № 1)

Итак, нам предстоит узнать, из чего состоит почва, что в ней содержится, основное её назначение, может ли почва удивить нас.

II. Исследование.

– С чего начнем наше исследование? Что такое почва, из чего состоит?

Опыт № 1. В стакан с землей бросить кусочек сухой земли. Что заметили? Пузырьки.

Вывод: в почве содержится воздух

Опыт № 2. Подержать над нагретой почвой холодный кусочек стекла. Он покрылся капельками воды.

Вывод: в почве содержится вода.

Опыт № 3. Прокаливание почвы. Почувствовали запах, появился дым.

Вывод: это доказывает, что в почве есть перегной (Остатки растений, сухих листьев, останки умерших мелких животных). В одних почвах его мало, в других много. Чем больше, тем почва темнее, богаче питательными веществами.

Опыт № 4. Прокаленную почву опустить в стакан с водой. Отстоялась, разобрать слои: песок вверху, ниже глина.

Вывод: в почве есть песок и глина.

Опыт № 5. Сделать три воронки в стаканчики с землей, глиной, песком. Налить воды. Сравнить проходимость воды.

Вывод: почва пропускает воду хуже глины, но лучше песка.

– Сделайте большой вывод: что такое почва, из чего состоит? (Приложение № 1, слайд № 2, 3, 4)

“Чудесная кладовая” – чтение рассказа учителем.

– Каково же основное свойство почвы? Плодородие.

Работа с учебником, с. 21 (“Мы и окружающий мир”).

– Одинакового ли цвета почва в разных местах?

– При каких условиях плодородие почвы будет более высоким? Чем больше в почве перегноя, тем выше её плодородие. В плодородной почве лучше растут растения.

Самое большое количество перегноя содержится в черноземных почвах (показ образца в коробке). На них выращивают высокие урожаи лучших сортов пшеницы, подсолнечника, сахарной свеклы и других ценных растений. (Работа по карте) Черноземы – средняя полоса России: Тула, Курск, Воронеж, Самара, Челябинск, Омск. У вас на партах лежит тот состав почвы, который чаще всего встречается в нашей стране. На что похож по цвету состав почвы? На золу.

Это подзолистые почвы. В них перегноя не очень много. Именно такие почвы у нас на Урале. Есть почвы, в которых много глины. Дайте им название. Глинистые.

Почвы с преобладанием песка… Песчаные. (Приложение № 1, слайд № 5,6)

Широко распространены и торфяные почвы, которые образуются на болотах. Они коричневого цвета. Хотя в них много остатков растений, перегноя в них меньше, чем в черноземах. На болотах много воды и растения перегнивают плохо. Для использования торфяных почв их осушают. (Показ на карте местонахождения торфяных почв: Сибирь, тундра)

В) Обработка почв.

Нам дали участок земли под огород. Что мы должны сделать, чтобы получить хороший урожай? (Идет обсуждение)

– Почва – одно из основных наших природных богатств. Почему? (ответы детей)

Без неё человек не может обеспечить себя продуктами питания и другими необходимыми для жизни предметами. Живые растения берут питание из почвы, тем самым уменьшая её плодородие. Как же сохранить это важнейшее свойство почвы?

(Работа в группах с дополнительной научно-популярной литературой)

Результат обсуждения – таблица.

Неорганические удобрения выпускаются у нас в Пермском крае. Где? Город Березники. Калийный комбинат. (Показ образцов удобрения).

– Почва образуется в природе очень медленно. (Приложение № 1, слайд № 7,8)

Коль почва растет, живая ли она? (Приложение № 1, слайд № 9)

Образуется почва медленно, а вот разрушается очень быстро. Что разрушает почву? (Ответы детей) Почву может постичь эрозия – разрушение. (Выступления детей: “Овраг”, “Ветер”. (Приложение № 2(а), 2(б); Приложение № 1, слайд № 10,11)

Почва требует ухода. Сильно изношенные и истощенные почвы могут “заболеть”, т.е. они могут утратить свою жизнедеятельность, перестанут плодоносить.

В Конституции нашего государства записано: “Все землепользователи обязаны рационально, т.е. разумно, целесообразно использовать почву, бережно относиться к ней, повышать её плодородие”. Как защитить почву? (Ответы детей. Приложение № 3)

Д) Это интересно.

Растения помогают определять, какая почва. Если встретились заросли печёночницы благородной, значит, почва здесь плодородная, богатая перегноем. Пышно разросшийся подорожник говорит об очень кислой почве. На ней нельзя вырастить высокий урожай большинства культурных растений. В такую почву надо внести известь или её хорошо удобрить золой. Если среди сорняков растут вьюнок полевой, клевер, такая почва не требует известкования. Здесь хорошо будут расти овощные растения. Там, где растут черемуха, дуб, почва хороша для выращивания садовых растений. (Показ гербариев)

III. Закрепление. Кроссворд.

1.Верхний слой земли, в котором растут растения.

2.Одна из составных частей почвы.

3.Вещество, повышающее плодородие почвы.

4.Основное свойство почвы.

IV. Рефлексия.

– Кого вам хотелось бы поблагодарить сегодня на уроке?

– Кто оценивает свою работу на “отлично”?

– Кому нужна по изучению данной темы помощь, в чьём лице?

Электронная презентация, созданная автором проекта совместно с группой учащихся данного класса: Нисов Артём, Моисей Андрей, Нечаев Александр.

Приложение № 2(а)

Большой вред почвам может принести вода. Во время сильных дождей или быстрого таяния снега весной почва не может впитывать всю выпавшую на неё воду. Она начинает стекать под уклоном, смывая и унося сначала верхние, а затем более глубокие слои почвы. Так образуются овраги. Люди ведут борьбу с оврагами: обсаживают их склоны, вершины деревьями и кустарниками, засевают травами. Чтобы замедлить скорость потока воды, а значит, и уменьшить смыв почвы, на дне оврага ставят запруды из камней, бетона или дерева. Вблизи оврагов не пасут скот, не распахивают почву. Если овраг находится на пахотном поле, то почву распахивают на некотором удалении от оврага и обязательно поперек склонов. Если не укреплять овраги, вода всё больше будет размывать их дно и склоны. Овраги всё время будут “расти”, отнимая от полей, огородов, садов плодородные почвы. Там, где не ведут борьбу с оврагами, бывает, что после одного ливня овраг увеличивается на 15–20 м. Не случайно длина некоторых оврагов достигает нескольких километров.

Приложение № 2(б)

Другой враг почвы – ветер. Сильные ветры могут унести слой почвы толщиной до 25 см. После такой работы ветра на участках долгие годы не растут растения. Там, где ветер угрожает почвам, через определенные промежутки высаживают лесные полосы, сеют траву.

Приложение № 3

Улучшают свойства почвы дождевые черви. Передвигаясь в почве, они разрыхляют её, делая более проницаемой для воды и воздуха. Дождевые черви затаскивают в свои норки большое количество растительных остатков. Так эти животные обогащают почву перегноем. Поэтому дождевых червей надо охранять.

Конспект ОД в подготовительной группе «Почва — живая земля. Кто создаёт почву?»

Наталия Герасимова
Конспект ОД в подготовительной группе «Почва — живая земля. Кто создаёт почву?»

Выполнила: воспитатель МАДОУ ЦРР д/с №110 г. Калининград Герасимова Н. Е.

Ознакомление детей с понятием “почва” на основе опытов, её составом и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира Земли.

1) Познавательно-исследовательские, формировать навык опытнической деятельности;

2) Коммуникативные; учить детей размышлять, формулировать и обобщать результаты опытов, взаимодействовать друг с другом;

3) Речевые и игровые: учить общаться в процессе экологической игры, побуждать развитие фантазии, формировать умение выражать свои мысли; прививать бережное отношение к природе в процессе элементарной трудовой деятельности;

4) Двигательные: давать возможность активно двигаться посредством чередования видов деятельности: беседа, опыты, физминутка, работа с моделью “почва – взаимосвязь с окружающим, сюжетно-ролевая игра, трудовая деятельность;

5) Восприятие фольклора: пословиц о земле.

ПК и презентация “Состав почвы“, “схема-плакат состав почвы“, для опытов: образцы почвы, стаканы с водой, лупы, образцы листьев, пословицы, для игры: листья, стаканчики с землёй (по количеству детей, наголовники с изображением дерева 2 шт., и с изображением дождевого червя- 2шт., обруч – 4 шт., 8 леек для полива.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Восптатель: – Есть у природы удивительная кладовая, положишь в неё весной горсть зерна – а к осени возьмёшь целый мешок. Ведро картошки в этой кладовой превращается в десять вёдер. Горсточка семян становится россыпью огурцов и помидоров, моркови и свёклы, пучками редиса и укропа. – Как вы думаете ребята, что это? (ответ земля, почва).

– Сегодня мы поговорим с вами о почве, узнаем, из чего она состоит, кто вней живёт, и как мы можем сохранить её.

– Что же такое почва?

– Как вы думаете дети? (ответ детей)

Вопитатель: – Знаете ребята, а оказывается, Земля существует миллионы лет. Когда-то давно-давно на земле не было такой почвы, как сейчас, не было растений. Возникали моря и океаны, появлялись, а затем разрушались горы, вулканы, под воздействием жары, воды и холода, и в результате появились глина, песок и другие минералы, а потом

появились растения и животные. И вот десятки миллионов лет спустя планета Земля приняла тот вид, к которому мы с вами привыкли и теперь, мы видим такую почву.

ПОКАЗ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ “СОСТАВ ПОЧВЫ“.

Конечно же, вы правы, почва это земля. Мы привыкли её так называть по имени нашей планеты Земля. Все мы ходим по земле. В сухую погоду ворчим, что много пыли, а в дождливую – что слишком грязно. А ведь пыль и грязь -это не прото земля. Под ногами у нас почва – это правильное название. Она поит и кормит растения в тёплое время года, когда вся природа расцветает, а потом цветы превращаются в плоды (весна, лето, но этот тёплый период сменяется прохладным временем года, которое приносит нам дары – осень, и наступает момент, когда деревья начинают сбрасывать листья, готовясь к зиме, они укрывают свою кормилицу-землю (или как првильно её называют почву) толстым покрывалом сухих листьев: жёлтых, красных, оранжевых, а ещё мы можем видеть плоды, упавшие на землю: жёлуди, орехи, яблоки, груши, многие из них уже покрыты коричневыми пятнами гнили. И им одна дорога, как говорит народная пословица: “Из земли пришли, в землю уйдут“.

– А, что это означает? (ответы детей).

Дело в том, что почва есть только там, где растут растения и наоборот, растения сами являются источником материала для строения почвы.

Секрет в том, что все эти опавшие листья и веки перегнивают, и в этом участвуют, и различные подземные обитатели невидимые нашему глазу. – А кто помнит, какие животные участвуют в создании перегноя? (ответы детей).

– Как вы думаете из чего состоит почва? (ответы детей).

– Правильно дети, почва состоит из песка, глины, перегноя, в почве есть вода, воздух. Сейчас мы свами проверим это на опытах.

ОПЫТ №1. В почве есть воздух. Им дышат многие животные из подземного мира. Возьмём стакан с водой и бросим в него комочек почвы. – Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта. Вывод: мы видим пузырьки, которые поднимаюся наверх. А это значит, что в почве есть воздух.

ОПЫТ №2. Состав почвы. Размещаем почву в стакане с водой. Через некоторое время увидим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной. Вывод: почва в своём составе имеет перегной, песок, глину.

ОПЫТ №3. Ещё мы говорили, что в почве есть вода, потому и растут растения. – Откуда же она берётся в почве? (ответы детей).

Всё правильно дети. Вода попадает в почву, когда идёт дождь или во время полива. Она проникает вглубь и сохраняется в свободных местах между частицами почвы.

Возьмём спиртовку, подогреем ком земли, прикрыв форму стеклом, и посмотрим на стекло. Вывод: на стекле мы видим капельки воды, испарившиеся в результате прокаливания почвы, а это значит там можно жить.

– Скажите, пожалуйста, каких почвенных обитателей вы знаете? (ответы детей).

– Кто живёт под землёй?

Почва даёт приют многим растениям и животным. Так хорошо уживаются они вместе. Помотрите, как они живут, помогают друг другу. Растения растут в почве, берут у неё питательные вещества. И наступает время – осень, когда растения: деревья, кустарник, травы, цветы опадают теряя лист и плоды и тогда начинается удивительная работа невидимого мира животных, спрятавшихся под слоем листьев и в земле (рассказ о переработке листьев, так создаётся перегной, который даёт растениям много питательных веществ.

Сегодня пасмурно, но весёлая песенка о солнышке, зовёт нас с вами немного отдохнуть.

ФИЗМИНУТКА “СОЛНЫШКО ЛУЧИСТОЕ”.

– Молодцы, а как вы думаете, почва нужна только растениям? (ответы детей). Подойдём к плакату и посмотрим, чем же важна почва и для кого? Беседа у плаката.

Ну вот и пришло время поиграть в игру. Сейчас мы увидим, как листочки превращаются в почву.

ИГРА “ДЕРЕВЬЯ И ЧЕРВЯЧКИ”.

Дети делятся на 2 команды. В каждой команде свой “червяк” и соё “дерево”. В одном конце помещения на полу на одной линии, но на расстоянии положить два обруча. Это будут “норки” червячков. От каждой команды выделяется ребёнок испоняющий роль-дождевого червя. Он становится в круг, здесь же, в кругу на полу находятся стаканчики с землёй. В противоположном конце помещения положить ещё два обруча для детей, которые будут выполнять роль-деревьев. Эти дети также встают в круг, в руках у них листья. На голове у детей соответствующие наголовники. Остальные участники становятся друг за другом. По команде ведущего “Осень” – дети-деревья дают лист своему участнику, тот бежит к червяку и меняет его на стаканчик с землёй. Потом возвращается с ним к дереву и отдаёт. Участники команд повторяют свои действия, пока последний участник не принесёт землю своему дереву.

– Сегодня на занятии вы познакомились с понятием почва. Вспомните пожалуйста, что это? Из чего состоит, кто в ней обитает? (ответы детей).

– Как же мы можем сберечь почву дляэтих существ?

– Что же мы сможем сделать?

– Что полезного мы узнали сегодня? (ответы детей)

– А вы знаете ребята, нас с вами 2 дня не было в Зимнем саду, и почва за эти дни высохла, потому что вон какие большие растения здесь растут, они выпили всю воду, я предлагаю вам сделать доброе дело – полить почву, а она напоит растения. Как вы думаете, что бы нам сказали почва и растения Зимнего сада, если бы они умели говорить? Ведь мы о них заботимся?

– Какие пословицы о земле вы знаете?

Без хозяина земля – круглая сирота.

В землю не положишь – и с земли не возьмёшь.

Где нет земли, там нет травы.

Земля – кормилица.

– А сейчас, я предлагаю вам зарисовать, кого-нибудь из “подземного жителей”, который вам понравился больше всех. Вы можете нарисовать сад или поле, дающее урожай. Вашей фантазии нет границ. Вы такие молодцы, очень хорошо работали сегодня.

Как готовить и обрабатывать грядки для весеннего посева

Готовиться к огородному сезону начинают ранней весной. Но перед этим, в конце зимы, необходимо провести тщательное планирование, чтобы подготовительные работы оказались максимально эффективными. Если есть план участка, отлично. Если нет – придется совершить выезд на дачу и провести «рекогносцировку» местности. Необходимо составить точное представление о том, что и в каком объеме вы будете выращивать в наступающем сезоне. И как только придет апрель – начинать готовить землю к будущему обильному урожаю.

Начало подготовительных работ

Подготовка грядок весной начинается в зависимости от климатических условий вашей местности. Традиционно в средней полосе это апрель. Главное, чтобы снег сошел, а температура поднялась выше ноля.

Не стоит идти «в поле» срезу же, как только последний снег исчез. Подождите, пока солнце подсушит верхний слой почвы, и влага от таяния снегов уйдет поглубже в землю.

Пока огород похож на грязевые ванны, дачнику есть чем заняться. Обустройство сада тоже требует внимание. И чтобы потом не тратить драгоценное время на обработку и обрезку плодовых деревьев и ягодных кустарников, сделайте это в первую очередь.

Их нужно освободить от утепления и защитных укрытий, побелить, если вы не сделали этого раньше, провести санитарную обрезку, пока не проснулись почки, и выполнить профилактическую обработку, чтобы сохранить от жадных вредителей молодые зеленые листики, которые скоро появятся.

Как узнать, что почва готова к обработке

Чтобы понять, готова или нет земля к весенней подготовке грядок, люди издавна применяли проверенный способ. Возьмите в ладонь немного земли и попытайтесь раскрошить. Грунт должен распадаться на мелкие фрагменты.

Если он лежит слипшейся глыбой – обрабатывать еще рано. Но если рассыпается, едва до него дотронешься, значит, вы немного опоздали, и земля пересохла.

Не стоит дожидаться пересушивания грунта, иначе придется перед посевом проводить влагозарядный полив всего огорода. Чтобы почва была готова к обработке быстрее, для засева холодостойких и ранних культур, на остатки снега на грядках насыпьте торфа. Это ускорит прогрев и позволит начать обработку раньше.

Подготовка по этапам

Как у любого спланированного действия, у весенней подготовки грядок есть свои этапы, каждый из которых необходимо пройти в свое время. Многое зависит от того, какие огородные работы были проведены осенью.

Перекопка

Если с осени вы не перекапывали землю (рекомендуется делать это в октябре, когда собран урожай, удалены остатки, но холода еще не наступили в полную силу), перекопка станет первым этапом подготовки к посеву. Копать весной не стоит глубоко. Если осенняя перекопка делается на 25 см в глубину, весной достаточно 15 см. Но оборот пласта должен быть полным, чтобы вся нижняя честь почвы оказалась сверху.

Удобрение

Одновременно с перекопкой происходит насыщение почвы азотом. Вносить можно только хорошо и полностью перегнивший компост или навоз. Если осенью вы перекопали огород и внесли органику, эти два этапа можно пропустить и перейти непосредственно к рыхлению. Если перекопка и внесение удобрений осуществляются весной, подождите неделю, пока почва снова слегка уплотнится.

Рыхление

Перекопанную землю необходимо разрыхлить. Слой рыхления должен быть неглубоким – 5-10 см. При этом удаляются все корни сорных растений, чтобы они не проросли, став помехой всходам посеянных культурных семян. Если перекопка проводится лопатой, то для рыхления лучше применить культиватор роторный или, в случае образования земляных глыб, звездчатый каток.

Этими приспособлениями можно разбить земляные уплотнения, придать почве однородность и легкую структуру.

Сорняки и другие растительные отходы, которые вы удалили с грядки, можно сложить в компост. Также здесь допускается осенняя листва, собранная с участка, если деревья не поражены грибковыми заболеваниями. Можно перекладывать растения в компостной яме навозом или пересыпать перегноем. В первом случае для перегнивания компостной массы потребуется больше времени.

Разравнивание и разметка гряд

Прорыхленную почву необходимо разровнять. Сделать это можно обычными граблями. После этого можно приступить к разметке гряд. Традиционно максимальная ширина грядок не должна превышать 1,2 м, чтобы было удобно осуществлять посев, прополку, прорывку и другие работы по уходу за растениями. Длина может быть любой, на ваше усмотрение.

По краю грядки, если не предусмотрен бордюр на границе с проходом, хорошо насыпать земляные валики, высотой до 8 см. Они не дадут влаге стечь с гряды при поливе и предохранят полезную посевную площадь от проникновения сорняков извне.

Если позволяет площадь огорода, создайте идеальные грядки, ширина которых будет 60-70 см. Между ними обустройте дорожки примерно такой же ширины. Тогда всем, даже высокорослым огородным растениям будет хватать солнечного света влаги и места в почве, чтобы расти в полную силу.

Дорожки тоже перекапывают, как и гряды, но не так глубоко, только чтобы удалить из почвы корневища сорняков. После того как грядки будут готовы, дорожки посыпают опилками или другим мульчирующим материалом. Так на них не будут расти сорняки, который в противном случае вскоре окажутся и на полезной площади грядки, мешая культурным растениям и отбирая у них питательные вещества.

Можно оборудовать высокие грядки. Это особенно актуально в северных районах. Их границы очерчиваются полуметровой ширины деревянным брусом, шифером, доской, любыми материалами так, чтобы получился своеобразный короб. Внутренность заполняется землей по уровню выше 35-45 см, чем уровень огорода. Ширина может быть около метра, но не более 1,2 м.

Как улучшить почву

Улучшить иногда требуется не только структуру, но и качество почвы. Весной это делается за счет внесения удобрений. Чтобы понять, какие именно вещества необходимо вносить, оцените качество почвы. Это можно сделать вручную, определив тип по характеру земляного кома. Глинистые почвы из кома не разбиваются. Плодородные черноземы разбиваются со средней силой. Песчаники рассыпаются моментально.

Что можно использовать.

  1. Органические удобрения.
  2. Минеральные удобрения.
  3. Сидераты.
  4. Торфяную или песчаную подсыпку.

При внесении удобрений и вспомогательных веществ важна мера. Не используйте срезу много компонентов, выберите один или два, в зависимости от нужд вашей почвы.

Какие компоненты добавляют в почву.

  • Компост – вносится на всю площадь гряды. Он не только наполняет грунт питательными веществами, но и задерживает в нем влагу, необходимую растениям.
  • Песок – вносится на всю площадь. Является дренажом, который улучшает воздухо- и влагопроходимость почвы.
  • Перегной – вносится при перекопке на всю площадь, либо в посадочные лунки. Обеспечивает питание, дренаж, сохраняет влагу.
  • Кальций – вносится по поверхности перед разметкой гряд. Этим минералом, который необходим многим растениям, можно также снизить кислотность почвы.
  • Торф или торфяной мох – этот компонент можно добавлять по поверхности в качестве мульчирующего материала, он отлично сохраняет влагу и улучшает песчаные почвы.
  • Опилки – также вносят в качестве мульчи либо дренажа на замокающих почвах.

Как готовить гряды в парниках

В теплице весной тоже необходимо подготовить площадь для посева. Делается это на две недели раньше, чем погода позволяет начать подготовку в огороде.

Зачастую в парниках севооборот соблюдается не особенно тщательно. В них годами сеют одни и те же культуры на своих местах. Поэтому почву готовить к посеву в теплице нужно особенно внимательно.

  1. Сначала замените верхний слой. Снимите около 15 см старого грунта, вынесите из парника (его можно использовать на открытых грядках) и засыпьте на это место свежеприготовленный грунт.
  2. Для досыпки грунт готовится из дерновой земли, речного песка, перегноя и торфа в пропорции 1:1:3:5.
  3. Далее насыпанный грунт необходимо хорошо увлажнить, выбрав любой способ полива. Можно, если за пределами теплицы еще лежит снег, набросать его на тепличные грядки. Растаяв, он даст необходимую влагу.
  4. Последним этапом является рыхление, разметка грядок и обустройство лунок или борозд для посева семян.

Предпосевные мероприятия для различных культур

Чтобы успешно посеять огородные культуры и получить богатый урожай, нужно осуществить ряд предпосевных мероприятий, для каждой культуры – свои.

  • Морковь сеют в легкие песчаные почвы, смешав семена с сухим песком. Если обеспечить необходимые условия, всходы будут дружными. Соседствовать с морковью может лук-репка. Ему тоже нравятся песчаные почвы, и он защитит оранжевого «соседа» от насекомых.
  • Огурцы будут расти на славу, если с весны их подкормить как следует обильной порцией перегноя или компоста. Его можно внести прямо в посадочные лунки, но это должен быть не свежий, а именно перегнивший навоз.
  • Для чеснока и лука в качестве весеннего удобрения используют компост или двойной суперфосфат Чеснок лучше сажать на узких грядах повыше, на солнечных местах. Если есть возможность, можно перед посадкой чеснока вырастить на этом месте сидераты – овес, горох или горчицу.
  • Для удачной посадки томатов землю после перекопки и внесения органики и минералов необходимо тщательно разровнять и прикрыть нетканым материалом или пленочным покрытием. Почва должна хорошо прогреться и не потерять влагу. Обязательно перед посадкой томатов удалить все сорняки, если они уже вновь пробились из почвы.
  • Хороший урожай картофеля получится только на земле, тщательно перекопанной с осени. Весной процедура повторяется, но с меньшей глубиной. Разравнивать верхний слой почвы не нужно, а нужно ее проборонить, создав борозды. Внести можно азотные удобрения.
  • Перед посадкой клубники грядки обрабатывают медным купоросом (20 г на 10 л воды). Удобрять можно птичьим пометом – с осени, компостом, соломой и опилками – весной.
  • Чтобы вырастить хорошую свеклу, почву нужно щедро удобрить перегноем. также добавляется селитра и хлористыйкалий.
  • Посадка капусты предваряется внесением перегноя в лунку.
  • Баклажаны и перец сажают в почву, подготовленную так же, как и для томатов.

Все более популярным становится весенняя обработка ЭМ-препаратами. Если вы – сторонник данного метода, в конце апреля обработайте почву на грядках плоскорезом или мотыгой, разровняйте и внесите ЭМ-раствор. Им поливается поверхность земли из расчета около двух литров на метр квадратный. Затем можно накрыть грядки на пару недель, и после того, как культуры полезных организмов, находящихся в ЭМ-растворе, смешаются с огородными почвенными культурами, и начнут создавать микрофлору, можно приступать к посеву или высадке рассады.

Весенняя подготовка гряд к посеву – важное мероприятие, которое необходимо провести по правилам и вовремя. От того, какие условия вы создадите на почве будущим росткам, будет зависеть сила растений, их плодоношение, а значить и урожай, который созреет к концу сезона.

Видео-советы как подготовить грядки под посадку

Какая почва на вашем участке – как определить и улучшить состав грунта

Добавление статьи в новую подборку

Почва на дачном участке, словно живой организм. В ней постоянно происходят невидимые глазу изменения. Но все они обязательно отражаются на внешнем виде и урожайности садовых культур. Поэтому стоит тщательно разобраться во всех особенностях грунта!

По составу, плотности, окраске почвы бывают очень разные. Наверняка вы замечали, что даже в пределах дачного участка могут быть особенности: где-то чуть больше песка, где-то попадаются мелкие камешки. И количество червей не везде одинаковое. От состояния почвы зависит будущее развитие растений. Поэтому стоит вовремя выяснить недостатки грунта и затем улучшить его.

Как определить почву на участке

Если вы только присматриваете себе дачный участок или вас беспокоит, что растения стали чаще болеть и меньше плодоносить, стоит обязательно узнать, из чего состоит плодородный слой почвы.

Существует несколько способов, которые помогут определить состав почвы на участке. Самый простой, но и самый дорогой, – отнести фрагмент грунта на химическое лабораторное исследование. Рекомендуется взять несколько проб из разных мест и ни в коем случае их не перемешивать, чтобы получить точный результат.

Если нет возможности обратиться к специалистам, вы можете самостоятельно определить, какая почва на садовом участке. Для этого руководствуйтесь представленной таблицей. В ней описаны основные виды почв, их характеристики и особенности при выращивании растений.

Бывает трех типов: легкая, средняя и тяжелая. Первые два содержат больше песка, умеренно пропускают влагу. Имеет рыхлую структуру. Цвет бурый или желто-красный.

Тяжелый суглинок богат глиной и плохо впитывает влагу. По своим свойствам близок к глинистой почве.

Тип почвыХарактеристикаОсобенности
ПодзолистаяБелесая по цвету, неплодородная, кислая. Бедна гумусом и питательными элементами.Требует внесения органики и минеральных удобрений, а также извести.
Дерново-подзолистаяИмеет серовато-коричневый цвет, комковато-порошистую структуру, среднюю кислотность. Богата гумусом, плодородна.Хорошо поддается окультуриванию.
ЧерноземСамая плодородная почва, содержит до 8% гумуса. Имеет насыщенный темный цвет, комковатую или зернистую структуру.Практически не требует удобрений. При добавлении к другим почвам дает оздоровительный эффект.
Серая леснаяТяжелая, слабокислая, с ореховой структурой. Гумуса от 2 до 4%. Светло-серый цвет. Бедна минеральными веществами.Требует мероприятий по удержанию влаги и защите от выветривания.
ТорфянистаяОбладает высокой кислотностью и низким плодородием. Плохо проводит тепло, поэтому дольше оттаивает после зимы. Имеет темный цвет и губчатую структуру.Требует мелиорации для повышения плодородности. Нуждается в регулярном известковании.
Луговая пойменнаяИмеет темный цвет и зернистую структуру, богата гумусом. Отличается высоким плодородием.Хорошо поддается мелиорации.
ПесчанаяХорошо пропускает воздух и воду. Быстро прогревается. Содержит мало питательных веществ. Рассыпается в руках. Цвет светло-коричневый или серый.Необходимо регулярно вносить органические и минеральные удобрения.
СуглинистаяНеобходимо известковать раз в 3-4 года, вносить песок и торф в качестве разрыхлителей.
ГлинистаяКрасновато-коричневого, рыжего цвета. Липнет к рукам, пластична. Плохо впитывает влагу. С трудом поддается перекопке, медленно прогревается. Богата питательными веществами. Снаружи покрыта засохшей коркой.Необходимо вносить песок и торф, проводить мульчирование. Хороший эффект дает дренаж.

Чтобы понять, какая у вас на участке плодородная почва: чернозем или торф, отожмите кусок земли и положите на солнце. Торф быстро высохнет, а чернозем дольше удержит влагу.

Для определения вида почвы можно использовать и обычный стакан с водой. Добавьте в него ложку грунта, перемешайте и оставьте на пару часов. Затем посмотрите, что получилось:

  • вода почти чистая, на дне небольшой слой осадка –почва суглинистая;
  • чистая вода с осадком из песчинок и камешков – песчаная;
  • мутная вода с небольшим осадком и плавающими кусочками взвеси – торфяная;
  • мутная вода, осадок тонкий – глинистая.

Наиболее плодородные почвы, подходящие для выращивания растений: чернозем, легкий или средний суглинок.

Как наиболее точно определить кислотность почвы

Кислотность почвы – одна из важнейших характеристик в земледелии. На дачных участках почвы чаще всего закислены или обладают нейтральной реакцией. Щелочные встречаются редко и в основном в том случае, если неправильно проводились процедуры по снижению кислотности.

Для определения уровня рН почвы используют несколько способов. Так, большое распространение получила лакмусовая бумага (цветовые тесты). Для проведения теста землю заворачивают в кусок ткани и помещают в воду в соотношении 1:1.

К сожалению, такие измерения не всегда верны, потому что в торфе и глине, например, много коллоидных частиц, из-за которых положительно заряженные ионы обнаруживаются с трудом. В итоге лакмусовая бумажка показывает нейтральный уровень кислотности, в то время как почва на самом деле кислая. Такими же погрешностями обладает и рН-метр – прибор для измерения водородного показателя почвенного раствора.

Что же делать в таком случае? Попробуйте одновременно применить и другие способы. Так, хорошо себя зарекомендовало определение кислотности с помощью растений-индикаторов. Подробнее об этом читайте в нашей статье.

Кислая почва на участке также легко определяется по следующим признакам:

  • растения часто болеют: появляется кила у редиса и капусты, лук страдает шейковой гнилью, косточковые деревья сбрасывают завязи;
  • в сухом состоянии земля слеживается большими кусками;
  • в слое земли видна белая прослойка, напоминающая золу.

Можно также попробовать народный метод определения кислотности почвы. Для этого в стеклянную емкость положите несколько листов черной смородины или вишни, залейте кипятком. После остудите и поместите в воду немного земли с участка. Если спустя некоторое время вода:

  • покраснела – почва кислая;
  • посинела – слабокислая;
  • позеленела – реакция нейтральная.
  • Как быстро улучшить почву на участке

    После того как вы выяснили, какой тип почвы преобладает на вашем участке, пора приниматься за работы по ее улучшению. Редкий дачник может похвастаться идеальным состоянием грунта. Но если вы хотите получать хорошие урожаи, то начинать нужно именно с почвы.

    Много хлопот приносит глинистая почва на участке. Но не спешите избавляться от желанной дачи. Воспользуйтесь проверенными способами по улучшению грунта!

    Способ 1

    Универсальным средством является внесение органики. Именно она “перезагружает” состояние почвы и насыщает ее полезными бактериями. На 1 кв.м грядок достаточно 2 ведер перепревшего навоза или 1 ведра опилок. Чтобы не лишать растения азота, который будут потреблять бактерии, обязательно замочите опилки в мочевине (на одно ведро – 50 г). Можно также использовать перегной, компост, древесную стружку, измельченную кору и т.д.

    Глинистую землю лучше не перекапывать, а рыхлить. После такой процедуры восстанавливается воздухообмен, почва хорошо впитывает воду, а ростки сорняков погибают.

    Способ 2

    Стоит также провести известкование глинистой почвы. Лучше делать это раз в 3-4 года осенью, после окончания дачных работ. На 1 кв.м требуется от 250 до 600 г и более молотого известняка, в зависимости от кислотности почвы. Также в качестве материала подходит гашеная известь, доломитовая мука, мел, древесная и торфяная зола и др.

    Способ 3

    Хороший эффект дает дренаж участка своими руками, на глинистой почве для этого выкапывают траншеи. Такой способ необходим, если грунт перенасыщен влагой и никак не может просохнуть.

    Если земля полностью истощена, можно снять слой почвы на участке и засыпать его свежим черноземом. После этого ежегодно удобряйте почву перед посадкой, поддерживайте баланс питательных веществ и следите за кислотностью.

    Чтобы улучшить песчаную почву, внесите достаточное количество удобрений. На 1 кв.м – 7 кг навоза или компоста, можно также добавить торф. Отличный эффект дают сидераты – высадите на грядках овес, рожь, клевер, а затем скосите и заделайте на глубину 5-7 см. Восстановить почву поможет также глиняный порошок: 2 ведра на 1 кв.м.

    Хорошим знаком будет появление в почве дождевых червей. Это значит, что вы все сделали правильно!

    Как сделать участок плодородным

    Возможно, вы сталкивались с такой проблемой: несмотря на подкормку, растения плохо растут и слабо плодоносят. Все дело в том, что важно не только количество удобрений, но и их усвояемость. Поэтому стоит вместо очередной дозы аммиачной селитры или нитроаммофоски провести структурирование почвы, то есть повысить ее впитывающие способности.

    Растения любят, когда почва состоит из комочков, пропитанных влагой и питательными веществами, а в промежутках много воздуха, насыщенного кислородом. Чтобы таким образом структурировать почву, существуют разные способы.

    В последнее время популярность приобрели гуминовые препараты. В их состав входят природные гуматы – вещества, которые активизируют работу полезных бактерий, стимулируют рост растений и повышают их устойчивость к болезням и вредителям, а также улучшают физические свойства почвы.

    Чаще всего гуминовые добавки выпускаются в жидком виде. Средства приносят пользу растениям на всех этапах развития, поэтому можно использовать их не только для подкормки, но и для замачивания семян перед посевом и внесения в лунку перед посадкой.

    Торф, биогумус и сапропель (илистые отложения) содержат естественные гуминовые вещества.

    Чтобы окультурить почву, можно также использовать современные ЭМ-препараты. Они содержат эффективные микроорганизмы, которые активно размножаются и тем самым уничтожают болезненную микрофлору, формируют из органики питательные вещества для растений. Для обработки 1 кв.м участка разведите 3 мл средства в 3 л воды. Эти правила помогут вам усилить действие препарата:

    • лучше проводить обработку в мае, когда воздух прогреется до 15°С, и микроорганизмы начнут активно размножаться;
    • перед поливом обязательно внесите в почву органику, которая послужит пищей для полезных бактерий;
    • накройте обработанный участок полиэтиленом – тепло запустит рост и размножение микроорганизмов;
    • прежде чем высаживать растения, подождите 2-3 недели после обработки, это позволит микрофлоре равномерно распределиться и встроиться в пищевую цепь.

    Строго соблюдайте дозировку, чтобы не перенасытить почву, иначе микроорганизмы начнут перерабатывать высаженные растения.

    Итак, вы узнали больше о составе почвы, разобрались, какой грунт у вас на даче и даже изучили способы его улучшения. Продолжайте наблюдения. Можете даже завести дневник, где из года в год будете записывать изменения, которые происходят с почвой. Читайте дополнительную литературу, углубляйте свои знания, и растения будут чувствовать себя прекрасно!

Ссылка на основную публикацию