Японский сад: 12 секретов аутентичности + фото

Японский сад: 12 секретов аутентичности

Японский стиль оформления сада определяется обязательными и неизменными принципами. Зная их, любой садовод сможет самостоятельно создать на своем участке настоящий японский сад. В данной статье будут рассмотрены 12 секретов сада в японском стиле.

Умиротворение и покой японских садов издавна завораживают садоводов со всего света. Они удивительным образом сочетают в себе разделение на зоны с различным целевым назначением и многообразие силуэтов, текстур и материалов. Гармония и эффектность садов, выполненных в японском стиле, подкупают своей кажущейся простотой, однако на практике выясняется, что повторение японских мотивов не является гарантией создания идиллической атмосферы, отличающей данное направление ландшафтного дизайна. И дело не только и не столько в невозможности имитировать климатические особенности островов Японии или подобрать аутентичные культуры. Иллюзию совершенства японского сада создается в первую очередь благодаря общему настрою композиции, ее гармонии и умиротворенности. Ведь японский сад — это, в первую очередь, место для уединенного отдыха, размышлений, медитации.

Выбирая японский стиль для оформления своего сада, следует понимать, что его узконаправленность и сугубая аутентичность возводят образцовые мотивы, силуэты и материалы в ранг непреложных законов. Японскому стилю бесполезно просто подражать, его нельзя имитировать — возможно лишь создавать, приняв самые строгие правила как данность. Даже незначительное отклонение от них сделает невозможным создание оригинальной атмосферы сада в японском стиле.

Предлагаем познакомиться с 12 секретами японского сада.

Секрет № 1. Японский сад: вдохновляемся гармонией природы

Основу японского стиля составляет природный пейзаж: холмы Японии, округлые силуэты древесных и кустарниковых растений, причудливые изгибы веток и стеблей цветов, контуры водоемов в окружении замшелых камней — вот то, что является основным источником вдохновения при создании японского сада. Важен именно симбиоз этих элементов природного пейзажа — то, как плавно их контуры перетекают друг в друга, как ярко и в то же время гармонично проявляются доминанты.

Секрет № 2. Японский сад: отказ от эстафеты цветения

В последние годы непрерывное цветение стало одним из популярных и практически обязательных принципов озеленения. Действительно, таким образом сад всегда выглядит пышным и наполненным жизнью, несмотря на смену времен года. Японцы всегда славились способностью ценить и принимать любые изменения в природе. Поэтому для них совершенно необязательно и даже неестественно менять лицо сезона, имитируя несвойственные ему природные процессы. Японский стиль предполагает четкое разделение периодов цветения и смену внешнего вида сада в зависимости от сезонных изменений.

Пик цветения традиционно приходится на весну — именно тогда в японских садах во всем своем блеске появляются цветы магнолий, пионов, азалий. На смену ярким краскам приходит спокойная зелень летнего периода, несущая прохладу в жаркие дни. Допустимы лишь одиночные цветочные акценты вроде кувшинок. Осень приносит с собой новый цветовой всплеск: багряные листья деревьев и кустарников подчеркивают красоту их крон. Зимой наступает время камней и ажурных веток, усыпанных снегом — для этого сезона подбираются растения с выразительными силуэтами и узорами ветвей. Как видим, в японском саду не бывает скучных и пустых сезонов.

Секрет № 3. Японский сад: господство дерева

Японская культура окружает деревья ореолом таинственности, признавая их частью религиозных верований. Деревья пользуются уважением не только как вместилища духов или некие сакральные объекты, но и как пейзажные доминанты. Их деформированные под влиянием ветра и непогоды стволы и ветви выполняют структурообразующую функцию в ландшафтном дизайне. Именно правильно выбранное и размещенное в саду дерево задает тон всей композиции участка. Деревья японского сада не признают стрижку, предпочитая оставаться естественными в своем гармоничном несовершенстве. Типичные древесные представители японского сада: знаменитая сакура, вечнозеленая сосна и клен.

Секрет № 4. Яркие кустарники

Японский стиль отличается аскетичностью в выборе цветущих растений и не предполагает видового многообразия. Рекомендуется отдать предпочтение 1-2 ярким и эффектным кустарниковым культурам, чей пик цветения приходится на весеннее время. Это позволит украсить сад серией ярких пятен.

Традиционные для японского сада кустарники:

— рододендроны, являющиеся фаворитами данного стилевого направления;

— пионы древовидные с их крупными цветами;

— желтые звездочки форзиций;

— создающая затенение и при этом изящная ирга;

— лавровишня с вечнозеленой выразительной кроной;

— крупные соцветия гортензий;

— для вертикального озеленения небольших садов подойдут жимолость или глициния.

Секрет № 5. Красота воды

Именно присутствие в японском саду водных объектов сообщает ему характерное умиротворение и покой. Пруды, водопады, ручейки наполняют пейзаж жизнью и радуют глаз, располагая к отдыху и созерцанию. Разумеется, создать целую водную систему — идея заманчивая, но недостижимая в условиях ограниченного пространства. Между тем, и для небольших участков есть планировочные решения, включающие водоем. Кроме совсем маленьких прудов возможно использование мобильных водоемов и комнатных фонтанов. Красиво будут смотреться и каменные емкости для ритуального омовения рук (цукубаи), наполненные водой и оформленные растительностью. Еще один способ впустить водную стихию в свой сад — имитировать водоемы при помощи галечных или песчаных участков. Поверхность таких площадок обрабатывается при помощи граблей так, чтобы песок или галька ложились волнообразными линиями, повторяющими узоры на водной глади.

Секрет № 6. Зеленые лужайки из мха

Зеленые лужайки японского сада принципиально отличаются от газонов регулярных стилевых направлений. Для японцев важно подчеркнуть плавное перетекание одних форм в другие, камни не должны четко выступать из земли. Для сглаживания контуров используется мох или другие традиционные почвопокровные растения — вальдштейния, барвинок или ацена. Для усиления эффекта естественности композиции из камней и мха дополняются одиночными многолетниками: баданом, незабудками, примулами, японскими ирисами.

Секрет № 7. Многообразие камней

Японский сад — в большей степени сад каменный, чем растительный. Традиционно считается, что соотношение камней и растений в таком саду должно быть 2:1. Для японского стиля характерно использование только натурального камня во всех видах: плоскими камнями оформляются дорожки, песком и гравием посыпаются тропинки и декоративные участки, крупные валуны необычных форм становятся композиционными центрами. По сути, камни заполняют все пространство, не занятое растениями. При этом каждый камень наполнен определенным смыслом и имеет свое назначение: камни больших размеров символизируют горы, плоскими камнями обозначаются условные острова посреди песочно-гравийной имитации воды.

Секрет № 8.Контрастные сочетания и символика форм

Стоит сделать акцент на необходимом символическом значении каждого объекта, расположенного в японском саду. Каждый камень, дерево, цветок находятся на своем месте и рассказывают свою историю. Кроме того, все они выполняют функцию противовеса друг для друга, контрастируя посредством разницы цвета или фактуры.

Секрет № 9. Площадки, помосты и циновки

Основным материалов для мощения является не камень, а теплое, контрастирующее с ним дерево. Из него сооружаются площадки и настилы, обозначающие места для медитаций и чаепития. Циновки и маты из соломы дополнят оформление зон отдыха.

Секрет № 10. Малые архитектурные формы

Естественность японского сада не означает отсутствие искусственных декоративных элементов. Хотя бы один небольшой архитектурный объект придаст облику сада аутентичность и завершенность. Это могут быть функциональные объекты, либо их имитации: каменные фонари, деревянные горбатые мостики, пагоды, чайные домики, скульптурные изображения.

Секрет № 11. Бамбук

Еще одним обязательным элементов японского дизайна является бамбук. Применение его в оформлении японского сада в условиях северного климата довольно проблематично, однако наличие кадочных форм этого красивого и эффектного растения позволяет решить задачу. К тому же в японском саду бамбук присутствует не только в живом виде, но и в качестве материала для предметов быта, декора, аксессуаров. Из бамбука можно изготовить опорные столбы, трубы для водостока, циновки, заборы, перила.

Секрет № 12.Забота и уход

Совершенство японского сада, несмотря на его близость к природе, требует регулярного ухода. Без заботы о растениях, камнях, водоемах естественность сада быстро сменится запущенностью. Однако притягательная атмосфера этого уголка настолько велика, что даже рутинная работа в нем приносит отдых и позволяет наслаждаться гармонией японского сада.

В чём секрет японского сада камней: Как погрузиться в традиции дзен-буддизма и найти путь к просветлению

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Как появились в Японии сады камней

Японский сад прошел долгий путь развития – от роскошных пространств, предназначенных для развлечения знати и украшения резиденций аристократов, до полных скрытого смысла уединенных и тихих уголков для медитации. Как и все исконно японское, традиции создания садов пришли на острова из Китая, со временем трансформировавшись в самобытное и неповторимое явление. Определяющую роль здесь играл буддизм – территории вокруг храмов организовывали так, чтобы они способствовали медитации и единению с природой.

Первые японские сады, созданные по новым принципам, возникли еще в VIII веке. Это уже были пространства, где подчеркивалось совершенство окружающей природы, и вмешательство в естественный ландшафт ограничивалось лишь целями существования таких садов – медитация, созерцание, отстраненность от суеты и человеческих забот.
Природа Японии, особенно острова Хонсю, где зарождались традиции создания японского сада, отличается особенной красотой, разнообразием, изменчивостью в зависимости от сезона. Она и вдохновляла создателей садов на поиски гармонии между порядком и хаосом, правилами и спонтанностью.

Первое руководство по японскому садоводству – «Сакутэйки» – появилось в XI веке. Эта рукопись представляла собой запись давно существующей традиции, которая передавалась устно от предыдущего поколения к следующему.
С XII века японская культура находилась под влиянием дзен-буддизма, популярного среди самураев, военной аристократии. А вскоре – с XIV века, когда начался период Муромати – стали получать распространение сады камней, « карэсансуй » (сухие горы и воды), которые создавались при буддийских храмах. Основное назначение японского сада камней – служить площадкой, пространством для медитации, молчаливого постижения истины. По японской философии природа как нельзя лучше способствует самопознанию.

Знаменитые японские сады камней

Некоторые сады сохранились с давних времен, включая самый, пожалуй, знаменитый в мире – сад Реандзи в Киото.

Это одна из тех достопримечательностей, что для туриста-европейца служит источником недоумения и некоторого любопытства, а для японца – драгоценным культурным наследием. В саду камней Реандзи, расположенном на территории большого храмового комплекса, нет ни деревьев, ни кустарников, ни водоемов. Довольно небольшое пространство – прямоугольная площадка тридцати метров в длину и десяти в ширину – заполнено белым гравием и группами больших камней, окруженных мхом.
Черных камней – пятнадцать, они как будто находятся на пяти островках, окруженных «морем» из белого гравия. Поверхность сада с помощью граблей приведена в такое состояние, что напоминает не то морскую рябь, не то волны – они окружают каждый «островок»; тонкими и частыми параллельными бороздами расчерчена основная площадь. С одной стороны сада – терраса, куда проходят посетители, с трех сторон он окружен глинобитным забором.

Особенность черных камней в том, что, в каком бы месте террасы ни находился зритель, он всегда видит лишь четырнадцать камней. Один всегда выпадает из поля зрения. Переместившись, можно увидеть и его, но одновременно «невидимым» станет какой-то другой камень. В этом и заключается главный секрет популярности сада Реандзи – ведь это место предлагает туристам самый настоящий фокус. Но истинный смысл такого эффекта, разумеется, далек от цели развлечь посетителей.

Единственного объяснения «секрета пятнадцатого камня» нет, и каждый может предлагать свою интерпретацию этого феномена. По старинной легенде, пятнадцатый камень, что скрыт от глаз человека, скрыт в его душе, а потому невидим. И созерцать все камни может лишь тот, кто воспарит над собой, достигнув духовного прозрения (действительно, увидеть пятнадцатый камень можно при взгляде на площадку сверху). Возможно еще, так воплощается взгляд японцев на познание – сколько бы ни открывала наука, всегда будет оставаться то, что ей недоступно.
Для японца же сад Реандзи – не способ увидеть любопытный визуальный эффект, а место, посетив которое, можно провести время наедине с собственными мыслями.

Другой знаменитый сад камней в Японии – при храме-монастыре Сайходзи – славится своими мхами, которых здесь насчитывается более ста видов. Мох заполнил пространства сада в те времена, когда храм, основанный еще в VIII веке, оказался заброшен из-за междоусобных войн. Сад Сайходзи был первым из созданных в новом стиле дзен-буддизма – в XIV веке.

Почти все пространство сада заполняют мхи – они окружают пруд и каменные островки «сухого сада», сада камней. Попасть сюда можно только по предварительному согласованию с монастырем, поток туристов вредит растительности Сайходзи.

На территории сада Гингаку-дзи, созданном в XV веке, сооружена своя «гора Фудзи», позже пошла мода на такое же сооружение в других садах камней, в Японии, и по всему миру.
А сад храма Дайсэн-ин, по легенде, символизирует путешествие по реке жизни – по каменному «водопаду», через излучины к открытому «морю».

Символы японского сада камней

Несмотря на то, что «сухой сад» кажется на первый взгляд хаотичным собранием, а иногда нагромождением разного рода камней, существуют правила, по которым это место должно создаваться – правила, выполняемые уже на протяжении нескольких столетий. Камни располагают группами, часто по три в каждой, что символизирует буддийскую триаду.
Гравий или песок выравнивают граблями, делая бороздки – вдоль длинной стороны сада и вокруг больший камней.

С каждой новой точки обзора сад камней должен представать перед наблюдателем в новом, уникальном виде. Поэтому еще один главный принцип организации сада – его асимметричность. Иногда, чтобы добавить саду спонтанности, помимо групп камней на гравии оставляют отдельные, одиночные.
Сады камней распространены не только в Японии, эта традиция давно стала модной, перекочевав и в другие страны. Создать «сухой сад» стремятся не только на территориях парков, но и в частных домовладениях, а еще – в уменьшенном варианте – в доме. Возможно, как одна из многих составляющих очарования японской культуры, культуры Востока, сад камней становится способом взглянуть на привычные вещи и явления под другим углом, подчеркнуть красоту обычного, малого.

А может быть, через созерцание не то хаоса, не то гармонии гравия, песка, камня и мха происходит обращение к человеческому подсознанию, чему способствует и медитативная работа граблями, выравнивающими гравийную или песчаную площадку.
Другой старинной японской традицией, тоже связанной с философией дзен-буддизма и популярной во всем мире, стала чайная церемония, не прием пищи, но отдельный способ медитации.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

В чём секрет японского сада камней: Как погрузиться в традиции дзен-буддизма и найти путь к просветлению

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Как появились в Японии сады камней

Японский сад прошел долгий путь развития – от роскошных пространств, предназначенных для развлечения знати и украшения резиденций аристократов, до полных скрытого смысла уединенных и тихих уголков для медитации. Как и все исконно японское, традиции создания садов пришли на острова из Китая, со временем трансформировавшись в самобытное и неповторимое явление. Определяющую роль здесь играл буддизм – территории вокруг храмов организовывали так, чтобы они способствовали медитации и единению с природой.

Первые японские сады, созданные по новым принципам, возникли еще в VIII веке. Это уже были пространства, где подчеркивалось совершенство окружающей природы, и вмешательство в естественный ландшафт ограничивалось лишь целями существования таких садов – медитация, созерцание, отстраненность от суеты и человеческих забот.
Природа Японии, особенно острова Хонсю, где зарождались традиции создания японского сада, отличается особенной красотой, разнообразием, изменчивостью в зависимости от сезона. Она и вдохновляла создателей садов на поиски гармонии между порядком и хаосом, правилами и спонтанностью.

Первое руководство по японскому садоводству – «Сакутэйки» – появилось в XI веке. Эта рукопись представляла собой запись давно существующей традиции, которая передавалась устно от предыдущего поколения к следующему.
С XII века японская культура находилась под влиянием дзен-буддизма, популярного среди самураев, военной аристократии. А вскоре – с XIV века, когда начался период Муромати – стали получать распространение сады камней, « карэсансуй » (сухие горы и воды), которые создавались при буддийских храмах. Основное назначение японского сада камней – служить площадкой, пространством для медитации, молчаливого постижения истины. По японской философии природа как нельзя лучше способствует самопознанию.

Знаменитые японские сады камней

Некоторые сады сохранились с давних времен, включая самый, пожалуй, знаменитый в мире – сад Реандзи в Киото.

Это одна из тех достопримечательностей, что для туриста-европейца служит источником недоумения и некоторого любопытства, а для японца – драгоценным культурным наследием. В саду камней Реандзи, расположенном на территории большого храмового комплекса, нет ни деревьев, ни кустарников, ни водоемов. Довольно небольшое пространство – прямоугольная площадка тридцати метров в длину и десяти в ширину – заполнено белым гравием и группами больших камней, окруженных мхом.
Черных камней – пятнадцать, они как будто находятся на пяти островках, окруженных «морем» из белого гравия. Поверхность сада с помощью граблей приведена в такое состояние, что напоминает не то морскую рябь, не то волны – они окружают каждый «островок»; тонкими и частыми параллельными бороздами расчерчена основная площадь. С одной стороны сада – терраса, куда проходят посетители, с трех сторон он окружен глинобитным забором.

Особенность черных камней в том, что, в каком бы месте террасы ни находился зритель, он всегда видит лишь четырнадцать камней. Один всегда выпадает из поля зрения. Переместившись, можно увидеть и его, но одновременно «невидимым» станет какой-то другой камень. В этом и заключается главный секрет популярности сада Реандзи – ведь это место предлагает туристам самый настоящий фокус. Но истинный смысл такого эффекта, разумеется, далек от цели развлечь посетителей.

Единственного объяснения «секрета пятнадцатого камня» нет, и каждый может предлагать свою интерпретацию этого феномена. По старинной легенде, пятнадцатый камень, что скрыт от глаз человека, скрыт в его душе, а потому невидим. И созерцать все камни может лишь тот, кто воспарит над собой, достигнув духовного прозрения (действительно, увидеть пятнадцатый камень можно при взгляде на площадку сверху). Возможно еще, так воплощается взгляд японцев на познание – сколько бы ни открывала наука, всегда будет оставаться то, что ей недоступно.
Для японца же сад Реандзи – не способ увидеть любопытный визуальный эффект, а место, посетив которое, можно провести время наедине с собственными мыслями.

Другой знаменитый сад камней в Японии – при храме-монастыре Сайходзи – славится своими мхами, которых здесь насчитывается более ста видов. Мох заполнил пространства сада в те времена, когда храм, основанный еще в VIII веке, оказался заброшен из-за междоусобных войн. Сад Сайходзи был первым из созданных в новом стиле дзен-буддизма – в XIV веке.

Почти все пространство сада заполняют мхи – они окружают пруд и каменные островки «сухого сада», сада камней. Попасть сюда можно только по предварительному согласованию с монастырем, поток туристов вредит растительности Сайходзи.

На территории сада Гингаку-дзи, созданном в XV веке, сооружена своя «гора Фудзи», позже пошла мода на такое же сооружение в других садах камней, в Японии, и по всему миру.
А сад храма Дайсэн-ин, по легенде, символизирует путешествие по реке жизни – по каменному «водопаду», через излучины к открытому «морю».

Символы японского сада камней

Несмотря на то, что «сухой сад» кажется на первый взгляд хаотичным собранием, а иногда нагромождением разного рода камней, существуют правила, по которым это место должно создаваться – правила, выполняемые уже на протяжении нескольких столетий. Камни располагают группами, часто по три в каждой, что символизирует буддийскую триаду.
Гравий или песок выравнивают граблями, делая бороздки – вдоль длинной стороны сада и вокруг больший камней.

С каждой новой точки обзора сад камней должен представать перед наблюдателем в новом, уникальном виде. Поэтому еще один главный принцип организации сада – его асимметричность. Иногда, чтобы добавить саду спонтанности, помимо групп камней на гравии оставляют отдельные, одиночные.
Сады камней распространены не только в Японии, эта традиция давно стала модной, перекочевав и в другие страны. Создать «сухой сад» стремятся не только на территориях парков, но и в частных домовладениях, а еще – в уменьшенном варианте – в доме. Возможно, как одна из многих составляющих очарования японской культуры, культуры Востока, сад камней становится способом взглянуть на привычные вещи и явления под другим углом, подчеркнуть красоту обычного, малого.

А может быть, через созерцание не то хаоса, не то гармонии гравия, песка, камня и мха происходит обращение к человеческому подсознанию, чему способствует и медитативная работа граблями, выравнивающими гравийную или песчаную площадку.
Другой старинной японской традицией, тоже связанной с философией дзен-буддизма и популярной во всем мире, стала чайная церемония, не прием пищи, но отдельный способ медитации.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Японский сад (39 фото): виды. Сад камней, вода в японском саду, сухие водоемы, дорожки и растительность

Япония всегда привлекала умы людей, в первую очередь своей таинственностью, загадочностью и необычностью. Японский сад несовместим с буйством красок, основная цель его состоит не в том, чтобы любоваться прекрасными цветами. Главное заключается в том, чтобы заставить человека задуматься о возвышенном, хотя бы на короткое время забыть о несовершенстве окружающего мира.

Один из вариантов японского сада

Виды японских садов

На первый взгляд, добиться такого эффекта самостоятельно чрезвычайно сложно. Особенно если начать изучать основы создания японских садов со сложных композиций, но не стоит опускать руки. Перед тем как начать продумывать планировку и подбирать элементы для оформления, нелишним будет ознакомиться с типами садов в японском стиле.

Можно выделить 4 типа садов:

  • парковые сады – можно сказать, что с них началось садово-парковое искусство Японии, первые представители этого типа появились примерно в VI-VII веке, перекочевав из Китая;

Парковые сады занимают немалую площадь

  • дворцовые – появились в IX-XIIвв, по названию понятно, что простые смертные такими садами обладать не могут;
  • храмовые – устраиваются при монастырях и должны настраивать человека на размышления о высоких материях;
  • домашний тип наиболее распространен, причем не только в Японии, но и за ее пределами.

Парковый сад

Его отличительной особенностью является большая площадь, чаще всего такие сады размещались на равнинной территории, где протекала река либо находилось озеро. В отдельных случаях и рисовые поля, расположенные по соседству, использовались как часть оформления.

Это не собственность одного человека, а скорее национальное достояние, тем более, что такие сады в первозданном виде практически не сохранились. Это отличное место для творчества и релаксации. В прошлом именно такие места предпочитали императорские семьи для отдыха.

Отдых в парке и сейчас не теряет популярности

Этот тип стал базисом и садовое искусство Японии более позднего времени позаимствовало многое из дизайна первых садов. Например, строгую цветовую гамму и минимализм в оформлении.

Дворцовые сады

Как и парковые, они занимали значительную площадь, а использовались главным образом для приятного времяпровождения императорской семьи и знати. Основной элемент – остров и озеро (или даже несколько), соединенные с берегом изящными деревянными мостиками.

В остальном оформление сильно напоминало парковые сады, единственное на что делался основной упор – водоем должен был быть виден не только с земли, но и из здания. Размер водоема должен был быть достаточен для лодочных прогулок, такое времяпровождение любили японские императоры.

Храмовые сады

В дзэн-буддизме красоте природы отводится не последнее место. Считается, что созерцая красоту и совершенство дикой природы человек может стать немного ближе к познанию истины. Именно поэтому японский сад – неотъемлемый элемент каждого уважающего себя храма в стране восходящего Солнца.

Храмовый сад настраивает на размышления о вечном

Отметить стоит и новую струю в оформлении территории. Именно здесь впервые привычные растения стали сменяться валунами и небольшими камнями (в зависимости от площади садика). Речь идет о знаменитых «каменных садах» и сухих ручьях для дачных участков.

В качестве основных элементов оформления использовались валуны, галька, небольшие камни, кусочки мха. Особое внимание уделяется взаимному расположения отдельных элементов, тонкости создания сада камней рассмотрены ниже.

Обратите внимание!
При использовании валунов и камней среди растительности уместным будет мох на них.
Такой прием только усилит общее впечатление седой древности, а это пойдет на пользу общему впечатлению от сада.

Домашние сады

В Японии уже который год остро стоит проблема свободной территории, но и в таких условиях многие дома имеют свой небольшой сад. Доходит до того, что его площадь может исчисляться буквально считанными квадратными метрами.

Садик в японском стиле может разместиться на территории в пару квадратных метров

Визуально такой японский садик должен создавать ощущение продолжения пространства дома. Желательно использование воды, ее журчание будет способствовать умиротворению. Идеальным вариантом можно назвать объединение череды небольших водоемов каскадами невысоких водопадов.

Как подвид в этой категории можно выделить чайные сады – чаепитие серьезная церемония и требует отдельного подхода. Чайный сад должен был провести человека по извилистой дорожке к источнику воды, а уже после традиционного омовения рук наступало время чаепития.

Пример чайного сада

Особенности японских садов

Каждый сад в японском стиле уникален, но можно выделить несколько общих рекомендаций, применимых при оформлении любого сада. Также можно привести ряд элементов, умело сочетая которые, и достигается необычная атмосфера.

При оформлении участка следует придерживаться таких рекомендаций:

  • использование камней можно только поощрить ;
  • вода также относится к рекомендуемым элементам оформления сада . Конечно, устроить небольшое озерцо на участке не каждому по карману, но эффект от водной глади стоит финансовых затрат;

Каскад из небольших водопадов отлично смотрится

  • если с водоемом ничего не получается, то можно попытаться устроить сухой ручей . Основная задача дизайнера – создать ощущение того, что небольшой ручеек только что высох;
  • дорожки в японском саду не должны изгибаться под острыми и прямыми углами . В природе можно встретить только мягкие изгибы и плавные контуры, в таком же стиле должны быть выполнены и дорожки;

Пример дорожки в саду

  • освещение – с этим все просто, можно просто приобрести готовые фонари для садового участка в японском стиле и установить их в подходящих местах ;
  • правильно подобранная растительность также играет большую роль ;

Обратите внимание!
Освещение должно быть мягким, заливать весь участок ярким светом совершенно ни к чему.

  • если размер участка позволяет, то на берегу озерца можно установить небольшую пагоду или хотя бы пару скамеек для отдыха и размышлений ;
  • в отдельных случаях японский сад будет выглядеть незавершенным без «шиши-одоши» (пугала для оленей) или «тсуку-баи», того же пугала, только более сложной конструкции .

Пугало для оленей

Сад камней

Для его создания понадобится несколько крупных камней, гравий для оформления пространства между ними и, возможно, немного мха.

Основная сложность при расстановке камней заключается в том, чтобы не нарушить основные правила каменного сада:

  • крупные валуны могут находится в саду в гордом одиночестве;
  • более мелкие камни допускается группировать по 3,5 и даже 7 камней. При этом рекомендуется сочетать вытянутые и обычные формы;

Камни можно группировать

Обратите внимание!
Категорически запрещено размещать продолговатые камни в горизонтальном положении.
Так они будут напоминать лежащее человеческое тело, то есть вызывать ассоциации со смертью – не лучший эффект для сада.

  • не нужно пытаться достичь симметрии. При проектировании сада своими руками лучше правильно выбрать точку созерцания и отталкиваться уже от нее;

Схема организации сада камней

  • пространство между отдельными группами камней заполняется гравием, он разравнивается и на его поверхности можно прочертить волнистые линии обычными граблями – это будет символизировать море.

Обратите внимание!
Далеко не всегда под рукой есть валуны нужной формы, да и работать с большим весом не каждому под силу.
Выходом из этой ситуации могут стать самодельные камни с заполнителем из полиэтиленовых пакетов и каркасом из арматурной сетки, их поверхность обмазывается слоем цементного раствора и после высыхания такой камень не отличается от природного.

На поверхности гравия нужно прочертить волнистые линии

Вода в японском саду

При устройстве водоема важно чувствовать баланс между размером, например, пруда и размером самого сада. Бурный водопад будет неуместно смотреться в маленьком садике и станет скорее источником беспокойства, чем настроит на спокойный лад.

Ни один японский ландшафтный сад не обходится без водоемов (как вариант могут использоваться «сухие водоемы»). Неплохо будет смотреться каскад небольших водопадов или простой ручей, но и статичные водоемы также широко распространены.

Особое внимание нужно обратить на следующие особенности:

  • береговую линию – для японских садов противопоказаны правильные округлые очертания. Лучше всего если берег будет изломан;
  • отражение зеркале воды – неплохим решением будет высадка растений на берегу, которые будут нависать над водой;
  • на дне озерца уместны будут крупные валуны;
  • если размеры позволяют, то в центре озерца обязателен небольшой остров, к которому должен вести изящный деревянный мост с берега.

Небольшой островок в саду мхов

Сухие водоемы

Японские парки и сады нередко обходятся без воды в привычном виде, в таком случае часто используются так называемые «сухие ручьи» или пруда. Основная задача дизайнера состоит в том, чтобы у зрителя сложилось впечатление, что вода исчезла буквально несколько часов назад и при следующем дожде водоем заполнится.

Сухой ручей с небольшим мостиком

Для простейшего варианта сухого ручья инструкция выглядит так:

  • формируется русло. Для этого снимается дерн и в земле делается углубление;
  • русло выкладывается галькой (можно использовать и другие материалы, например, гранит);
  • на берегах высаживаются растения, которые обычно растут у водоемов;

Обратите внимание!
Пару растений можно посадить и в самом русле ручья.

  • допускается устройство небольших мостиков.

Дорожки и растительность в саду

При организации дорожек в саду следует избегать длинных прямых участков, но и частые резкие переломы будут лишними. Дорожка должна плавно изгибаться и, проходя по ней, человек должен увидеть все потаенные уголки.

Что касается внешнего вида, то не следует придерживаться правильных форм, то есть тротуарная плита не подойдет. Оптимальный вариант – крупные камни с плоской поверхностью, если на них будут заметны следы выветривания, это только пойдет на пользу. По краям такие крупные камни можно украсить мхом, вариантов много, причем цена такой дорожки будет даже меньше, чем из обычной плитки.

Схема японского сада

Камни можно назвать основой (скелетом) сада, но без растений (без плоти) любой сад будет смотреться пустовато. Но подойдет далеко не каждый вид растительности, если в обычном саду яркие пятна только идут на пользу, то при оформлении в японском стиле цветовая гамма должна быть более спокойной.

Чаще всего используются вечнозеленые виды, которые важны в первую очередь тем, что позволяют создавать интересные формы, сохраняющиеся круглый год. Да и вечная зелень наталкивает на размышления о вечном.

Что же касается конкретных видов, то могут использоваться такие растения для японского сада в России:

  • японские клены (на зиму придется тщательно утеплить), допускается использование других видов кленов;

  • хвойные растения – речь идет о разных видах сосен;
  • бамбук используется редко, в России упомянуть можно разве что сазу – небольшой бамбук, который в теплое время вырастет максимум до 1,5 м;
  • из кустарников отметить можно азалии, рододендроны, бересклет;
  • из многолетников подойдут ирисы и хризантемы;

На фото – фрагмент водного сада ирисов

  • папоротники и мох также часто используются при оформлении.

Обратите внимание!
При выборе растения для японского сада нужно учитывать климат России.
Часть из них не переносят сильные морозы.

Подведение итогов

Японский сад – отличное место не только для простого отдыха, но и для размышлений о вечном. Это место настраивает на спокойный лад и заставляет мысли течь плавно и размеренно как воды глубокой реки.

Несмотря на внешнюю простоту при оформлении нужно учитывать массу нюансов, информация в этой статье поможет разобраться в этом вопросе.На видео в этой статье рассмотрены основные нюансы оформления сада в японском стиле.

Японский сад: фото, видео

Особый менталитет жителей Японии, сформировавший культурную жизнь этой страны, не мог не найти своего отражения и в садово-парковом искусстве. Бережный подход к природе и стремление сохранить ее первозданную красоту, кропотливость в подборе растений и скрупулезная планировка пространства, символизм в каждой детали и уникальный талант находить и созерцать прекрасное в малом – эти черты позволили сформировать особый ландшафтный дизайн, который мы называем японским садом.

История появления

Японский стиль в ландшафтном дизайне появился очень давно: почти полторы тысячи лет назад. Он плотно переплетается с историей культуры страны восходящего солнца. Для благородного японца или японки обладание обостренным чувством восприятия эстетической стороны мира было одним из главных достоинств. Сформированный под воздействием этого принцип «очарование вещей» — мононо аварэ — играл важную роль в жизни людей того времени.

Типичным примером из раннего садово-паркового искусства Японии является императорский дворец (VII вв.) в г. Хэйан. Характер пейзажного парка складывался под влиянием Китая, однако был наделен своей особой идеей и стремился к сохранению естественности. Ассортимент растений составляли цветущие декоративные деревья и кустарники, такие как вишня, слива, азалия, сакура, керрия, ирисы и хризантемы. Уже тогда при подборе растений японцы руководствовались их символическим смыслом: сосна – долголетие, бамбук – стойкость и др. В саду участвуют такие элементы ландшафта, как горы и реки, присутствующие в их уменьшенных копиях – холмиках и ручьях, озерах и островках. В связи с ростом населения и плотности застройки появляются внутренние сады — цубо, вписывающиеся в архитектуру дома. В них не было принято вторгаться, а также ходить по ним, ими можно было лишь любоваться.

С основанием новой столицы — Киото — формируются (IX – XII вв.) так называемые сады чайной церемонии, которые обустраивались прямо перед чайным домиком.

В XIV-XVI вв. сад стал обязательным элементом храмового комплекса. Постепенно декоративность отходила на второй план, уступая место символике. Яркие краски цветения заменяются монохромным и строгим колористическим решением. Вода в озерах и ручейках иногда заменяется на гальку и песок, такой прием называется карэ сан-суй – «сухой пейзаж».

Заимствованный китайский стиль обустройства садов со временем перерабатывается в свой собственный, японский ландшафтный дизайн. Большой пейзажный парк для вольного времяпрепровождения превращается в миниатюрный концептуальный сад, назначение которого состоит в спокойном созерцании и совершенствовании духа.

Характерные особенности

Для всех японских садов характерны общие черты. Ландшафтный дизайнер всегда работает внутри этих канонов, проявляя свое воображение лишь в пределах традиционных правил. Сад в японском стиле подразумевает сочетание минималистичных форм и растений со сдержанностью в цветовой гамме. Лаконичный подход отражен и в расположении объектов на территории ландшафта. Количественные пропорции между вечнозелеными и листопадными растениями должны быть равны соответственно трем к семи. Тонкая философия японского сада — это символизм в каждой детали. С деревьями и предметами интерьера связаны бесчисленные множества примет и поверий, которые складывались веками и являются отражением японской культуры.

Главное правило при создании японского стиля — неуклонное следование природной натуральности, например, дерево, обитающее в горной местности, не может быть посажено рядом с водой. Для того, чтобы оформление ландшафтного дизайна было естественным, обязательно составление асимметричных композиций по правилам:

  1. форма, цвет и позиция растения не могут повторяться;
  2. воображаемые линии, которые соединяют объекты в саду, не могут иметь одинаковую длину, а также они не могут быть параллельными.

Японские сады в изобилии содержат в себе разнообразные малые архитектурные формы, которые могут быть использованы для создания дополнительного антуража: деревянные или металлические ворота и калитки для отделения одной части сада от другой, глиняные и бамбуковые стены и ограждения, которые могут нести в себе как декоративную, так и функциональную нагрузку, цукубаи – каменная чаша для омовения рук, бамбуковая вертящаяся трубка сикаодоси, сквозь которую льется тонкая струйка воды, фонари, пагоды, мостики и беседки.

Классический сад в японском стиле может быть представлен в нескольких видах:

    сад деревьев – наиболее близок к природным пейзажам. В таких садах используют смешанные породы листопадных и вечнозеленых деревьев и кустарников (подробнее о видах растений см. ниже). Часто используется декоративная стрижка, при этом целью формовки является лишь замедление роста растений. Им никогда не придают причудливую и неестественную форму, как в регулярных европейских садах;

Рекомендации по озеленению

Сад в японском стиле рекомендуется оформить с использованием следующих видов растений:

  1. хвойные породы – ели голубая и обыкновенная, микробиота перекрестнопарная, можжевельники казацкий, виргинский и горизонтальный, сосны обыкновенная и горная, туя западная;
  2. лиственные деревья – арония черноплодная, вишня войлочная, виды и сорта ивы, клен американский, остролистный и татарский, миндаль трехлопастной, ольха черная, слива обыкновенная, декоративные сорта яблони обыкновенной (для сада большого масштаба подойдут дуб черешчатый, липа сердцелистная, каштан конский обыкновенный);
  3. лиственные кустарники – барбарис обыкновенный, бирючина обыкновенная, бересклет европейский, вейгела, дейция изящная, дерен белый, кизильник мужской, рододендроны, скумпия кожевенная, спиреи Вангутта, серая, японская и ниппонская, форзиция средняя, хеномелес японский;
  4. травянистые растения – анемоны японские, астильбы, астры, бадан толстолистный, ирисы, камнеломки Андерса, луки, очитки, папоротники, пионы древовидные, примулы, хосты, хризантемы;
  5. почвопокровные растения – атрихум волнистый, барвинок малый, будра плющевидная, копытень, кукушкин лён, полия живородящая;
  6. лианы – актинидия коломикта, девичий виноград, жимолость каприфоль, клематис горный, лимонник китайский.

Типичные атрибуты японского сада можно применить в ландшафтном проекте. Например, для зрительного увеличения небольшого пространства можно сделать холмистый рельеф. Чтобы, наоборот, визуально уменьшить территорию, на ней оставляют газон или делают мощение, сокращают количество высокорослых деревьев и добавляют кустарники и травянистые растения.

Заключение

Особенности быта и культуры японского общества на протяжении веков сформировали особый, неповторимый ландшафтный дизайн. Японский стиль жизни настолько самодостаточен и приватен, что европейскому человеку вряд ли удастся до конца его понять, однако мы всегда можем приподнять завесу и заглянуть в восточную тайну.

Автор статьи: Елизавета Барышова

Ссылка на основную публикацию