Почему собирается воздух в батарее?

Подскажите, специалисты по отоплению, откуда в системе появляется воздух. Спускать приходится ежедневно. Система работает третий год. Раньше такого не было.

Если не заметили то вода подается под давлением – соответственно сжатым воздухом + ко всему образуется воздушная пробка 🙂

Подскажите, специалисты по отоплению, откуда в системе появляется воздух. Спускать приходится ежедневно. Система работает третий год.

Причин может быть много.
Одна из них – У вас или соседей стоят алюминевые радиаторы.В процессе эксплуатации в них может скапливаться в верхней точке газ водород.

Бывает, что в теплых водах системы отопления поселяются простейшие водоросли. И если её не прокаливать до 90-95 градусов-начинают бурно размножаться. Особенно при наличии постоянных подпиток.
На верхних этажах поставьте на радиаторы автоматические радиаторные воздухоотводчики и проблема перестанет беспокоить, хотя и останется.
Если стравливаемый газ пахнет болотом-водоросли, если не пахнет и горит-водород, если не горит-воздух.

[Сообщение изменено пользователем 03.12.2010 07:21]

Вышеуказанные причины правильны, кроме компрессора. Нектоторые пластиковые трубы воздухопроницаемы, но столь незначительно, что можно пренебречь этим количеством газа. Дополнительный вариант это несоответствие материалов трубы-фитингов-радиаторов и др. с образованием газа (пример – медные трубы и алюминиеые радиаторы)

ежедневно это плохо, воздух идёт наверх, следовательно снизу гдето есть воздух (пробка, завоздушено и т.д.) его даже не понять что он есть. А вот когда поднимается наверх то останавливает работу батареи (прим. самую “высокую”). Надо стравить воздух “правильно”, закрывеем краны по стистемам ( не знаю как у вас, но бывает, к примеру, 1 этаж, 2 этаж, мансарда, подвал и т.д.) закрываем все батареи, открваем последнюю, стравливаем сначала обратку, затем подачу, и так далее все батареи, и по всем этажам, снизу вверх. Это лишь один из вариантов.

Если не заметили то вода подается под давлением – соответственно сжатым воздухом + ко всему образуется воздушная пробка

вода под давлением. но при чем здесь сжатый воздух.

Причин может быть много.
Одна из них – У вас или соседей стоят алюминевые радиаторы.В процессе эксплуатации в них может скапливаться в верхней точке газ водород.

у меня все радиаторы алюминиевые. но воздух скапливается только на мансарде. и только в определенных радиаторах. неужели это возможно в таких количествах. это значит алюминиевые радиаторы вообще нельзя использовать.

Коттедж
Газовый котел Виссман
коллектор на 4 крана (подв. 1эт. 2эт. мансарда)
на каждом этаже еще по коллектору и т.д
Все радиаторы алюм.
разводка металлопластик

Бывает, что в теплых водах системы отопления поселяются простейшие водоросли. И если её не прокаливать до 90-95 градусов-начинают бурно размножаться. Особенно при наличии постоянных подпиток.
На верхних этажах поставьте на радиаторы автоматические радиаторные воздухоотводчики и проблема
перестанет беспокоить, хотя и останется.
Если стравливаемый газ пахнет болотом-водоросли, если не пахнет и горит-водород, если не горит-воздух.

при стравливании небольшой запах чувствуется. как проверить что за газ.
проблема стала больше, когда повысил темп. в системе до 70 гр. в связи с холодами.
щас хочу снизить.

ежедневно это плохо, воздух идёт наверх, следовательно снизу гдето есть воздух (пробка, завоздушено и т.д.) его даже не понять что он есть. А вот когда поднимается наверх то останавливает работу батареи (прим. самую “высокую”). Надо стравить воздух “правильно”, закрывеем краны по стистемам ( не
знаю как у вас, но бывает, к примеру, 1 этаж, 2 этаж, мансарда, подвал и т.д.) закрываем все батареи, открваем последнюю, стравливаем сначала обратку, затем подачу, и так далее все батареи, и по всем этажам, снизу вверх. Это лишь один из вариантов.

Несовсем понял, как может пробка действовать бесконечно. Стравил воздух из системы ииии. все вроде бы ему неоткуда взятся.

Вообщем, я б заплатил специалисту кот приедет посмотрит (р-н УНЦ) разберется )))

В каждом доме часто бывает так, что отопительные батареи перестают эффективно выполнять свою функцию. Вместо этого, они остывают или греются неравномерно. В подобных случаях причина часто скрывается в проблеме завоздушивания батарей. В этой статье мы расскажем о проблеме завоздушивания системы отопления, как определить, завоздушены ли ваши батареи и как предотвратить эту проблему.

Как понять, что батареи завоздушены

Когда в радиатор попадает воздух, оттуда обычно доносятся посторонние звуки — шипение, бульканье или хрюканье. Сама батарея начинает прогреваться неравномерно, что легко определяется при прикосновении. Пару других признаков завоздушенности:

  • неравномерное прогревание радиатора;
  • звонкий звук, появляющийся при постукивании по завоздушенной зоне;
  • шум, гул и бульканье, исходящие от труб и батарей.

Если вы заметили эти признаки, то нужно принять меры и удалить воздушную пробку.

Причины постоянного завоздушивания батарей

Перегрев жидкости в трубах, сопровождающимся ее закипанием и выделением газов, а также высокая скорость заполнения теплосистемы, при которой тепловой носитель пузырится и формирует воздушные пробки в трубах, конвекторах и радиаторах — это наиболее частые причины завоздушивания батарей. Также на эту проблему влияет засорение или ржавление системы.

Как предотвратить проблему завоздушивания

Проблема завоздушенности может быть легко предотвращена, если выполнять следующие шаги:

  1. Убедитесь, что система заполнена жидкостью на нужном уровне. Проверяйте ее регулярно, в особенности перед тем, как включать отопление после летнего перерыва.
  2. Убедитесь, что в вашей системе отопления установлены воздухоотводчики. Автоматические воздухоотводчики всегда работают и эффективно удаляют воздушные пробки.
  3. Регулярно проводите профилактику системы. Проверяйте состояние труб, соединительных элементов и радиаторов. При обнаружении внешних повреждений, замените их.
  4. По мере необходимости, чистите систему. Раз в несколько лет вы можете попросить профессиональных мастеров произвести полную чистку и промывку системы. Большинство компаний по установке и обслуживанию систем отопления готовы предложить свои услуги.

Выводы

Воздушные пробки являются распространенной проблемой в системе отопления. Они могут негативно повлиять на работу системы, создавая неравномерный прогрев и снижая эффективность отопления. Если вы заметили признаки завоздушенности в ваших батареях, не стоит их игнорировать. Используйте наши советы, чтобы предотвратить проблему завоздушения или решить ее, если она возникла. Помните, что регулярное обслуживание системы поможет предотвратить необходимость в ремонте и увеличит ее срок службы.

Откуда может появиться воздух в системе охлаждения

В системе охлаждения двигателя наличие воздуха может привести к непредвиденным проблемам, которые негативно сказываются на работе мотора. Наиболее распространенными причинами появления воздушной пробки являются разгерметизация трубок, шлангов, а также штуцеров в процессе циркуляции жидкости. В этом случае воздух может попасть в систему, приводя к неправильному равномерному распределению тепла, что, в свою очередь, может вызвать перегрев двигателя и повреждение его узлов. Воздух может также поступить в систему при замене жидкости, если не удаляется воздух из системы. Поэтому необходимо тщательно следить за состоянием системы охлаждения двигателя и производить регулярную диагностику для выявления возможных проблем и своевременного их устранения.

Что может быть причиной появления воздуха в системе охлаждения

Появление воздуха в системе охлаждения может быть вызвано несколькими причинами. Одной из них является неправильная промывка системы охлаждения. При неполной или недостаточной промывке могут образоваться воздушные карманы внутри системы, которые мешают движению охлаждающей жидкости. Еще одной причиной может стать неправильная заправка охлаждающей жидкости. Если система не заполнена должным образом, могут образовываться пузырьки, которые также препятствуют нормальной работе системы. Третьей причиной может стать перегоревшая прокладка головки блока цилиндров, из-за которой воздух нагнетается в систему охлаждения из цилиндра сгорания. В любом случае, появление воздуха в системе охлаждения необходимо устранить, чтобы предотвратить возможные поломки и неполадки в работе всего автомобиля.

Что выделяется в воздух

Воздух состоит из различных газов, но в большинстве своем это азот и кислород. Они образуют почти 99% состава воздуха, а также в нем содержится углекислый газ, вода, водород и другие элементы. Азот выполняет важнейшую функцию в атмосфере Земли, обеспечивая стабильность атмосферного давления и защищая от солнечных лучей. Кислород же необходим для дыхания живых организмов и поддержания жизни на Земле. Содержание углекислого газа в атмосфере напрямую связано с деятельностью человека, в частности с выбросами газов в атмосферу при производственной деятельности и потреблении энергии. Поэтому качество воздуха является одной из приоритетных задач в экологии и здравоохранении.

Как узнать что Завоздушилась система охлаждения

Когда система охлаждения автомобиля завоздушивается, это может привести к перегреву двигателя. Чтобы понять, что именно произошло, нужно обратить внимание на несколько факторов. Во-первых, температура двигателя начинает резко повышаться. Это означает, что охлаждающая жидкость не может нормально циркулировать и охлаждать двигатель. Во-вторых, индикатор на табло автомобиля может выдать предупреждение о перегреве двигателя. В этом случае необходимо срочно остановиться и дать двигателю остыть. После этого следует проверить уровень охлаждающей жидкости и ее циркуляцию. Если она недостаточна или отсутствует, то нужно искать причину завоздушивания системы охлаждения, например, наличие воздушных пробок в системе или дефекты радиатора.

Воздух в батареях образуется из-за движения воды и воздуха в системе отопления. Когда теплоноситель попадает в радиатор отопления, часть его начинает внутри радиатора переводиться в пар, а часть — остается в жидком состоянии и уходит обратно в систему отопления. Воздух при этом накапливается в верхней части радиатора, создавая пробку и мешая циркуляции теплоносителя. Из-за этого батарея перестает нагреваться или греет неравномерно. Чтобы избавиться от воздушной пробки, нужно выпустить воздух из системы отопления с помощью специального воздуходувочного вентиля или автоматического выпуска воздуха. Также важно регулярно проверять уровень воды в системе отопления, чтобы избежать образования воздушных пробок и сохранить эффективность работы батарей.

Как ликвидировать завоздушивание системы отопления

Большинство жильцов квартир в многоэтажных домах, а также в частном секторе сталкивались с некоторым феноменом: часть одного и того же радиатора может оказаться теплой или горячей, а часть – холодной. Виной всему здесь завоздушивание системы отопления, которое блокирует некоторые участки отопительных приборов воздушными пробками, куда не может поступать теплоноситель. Если вы прикладываете руку к отопительному прибору в разных местах и ощущаете значительную разницу в температуре, значит, вы столкнулись именно с этой проблемой и ни с чем иным.

Причины возникновения воздушных пробок

Сформировавшаяся воздушная пробка в батарее отопления может возникнуть по ряду причин Источник strojdvor.ru

Воздух в системе отопления может скапливаться по разным причинам, поэтому рассмотрим каждую из них по отдельности, чтобы не допускать такого впредь. В статье рассказывается об этой проблеме в её общем понимании для централизованных и автономных систем, а вы уже сможете определить, что произошло именно у вас. Еще вы узнаете, чем так опасны газовые пробки: они блокируют проход теплоносителя, и он циркулирует в неполном объеме. Например, в радиаторе пробка может образоваться в верхней точке межреберного коллектора, следовательно, несколько секций будут холодными, так как вся вода будет проходить по соседним ребрам.

Причины завоздушивания системы отопления:

  • Зачастую ответ на вопрос, почему завоздушивается система отопления, лежит в её заполнении теплоносителем, и это касается как централизованного, так и автономного отопления. Например, при заполнении контура вода может подаваться с перерывами, то есть воздух закачивается вместе с жидкостью.
  • Ремонт стояков и лежаков. При разрыве отопительного контура и добавлении новых труб или радиаторов в систему всегда попадает воздух. Речь здесь идет о ситуации, когда такие работы проводятся при заполненном теплоносителем контуре. Какой-то участок перекрывают, меняют часть оборудования, а потом этот воздух, если его не спустить полностью, попадает в какие-либо уязвимые точки (колена, радиаторы).
  • Отсутствие, поломка или некорректная работа воздухоотводчика (клапана для отведения воздуха). Его устанавливают в самых высоких точках контура, так как газ в любом случае легче жидкости и будет скапливаться именно вверху.
  • Разгерметизация системы отопления. Это, как правило, происходит в результате коррозии металла, где последствием являются протечки или даже разрыв трубы или фитинга. Известны также случаи, когда на чугунном радиаторе централизованного отопления срывало заглушку (редко, но случается). При устранении таких проблем в большинстве случаев в систему, даже если её не отключать, попадает воздух.
  • Еще одной причиной того, почему воздушит систему отопления в частном доме, могут стать алюминиевые радиаторы, если в контуре «неправильный» теплоноситель. Добавленный в воду хлор (Cl) и кислород (O), содержащийся в воде, вступают в реакцию с алюминием (Al), что вызывает выделение водорода (H). Такой процесс способствует созданию газовых пробок. Справедливости ради следует отметить, что со временем внутренние стенки радиаторов окисляются и реакция больше не происходит, так как отсутствует контакт с главным катализатором.

Как бороться с воздушными пробками

Выше мы разобрали основные причины, почему воздушит систему отопления при централизованной или автономной подаче теплоносителя. Теперь рассмотрим, как избежать возникновения воздушных пробок и как бороться с последствиями этой проблемы.

Как спустить воздух в многоэтажном доме

Ключом или отверткой откручивают клапан до тех пор, пока не послышится характерное шипение Источник build.ru

В современных системах отопления на радиаторы устанавливают краны (клапаны) Маевского, которые позволяют стравить воздух с батареи. Если такая запорная арматура есть в вашем доме или квартире, то воспользуйтесь данным устройством. Для этого подставьте под край радиатора в зоне крана миску или глубокую тарелку, после чего начинайте откручивать клапан до тех пор, пока не услышите характерное шипение. Теперь остается только ждать. Когда потечет вода, не спешите завинчивать кран обратно, но спустите хотя бы полведра воды, чтобы убедиться в отсутствии газа в жидкости. Такую операцию проделайте со всеми батареями, где неравномерно нагреваются секции.

При завоздушивании водяной системы отопления в многоэтажном доме клапан Маевского может выручить далеко не всегда – здесь нужны более радикальные меры. В старых домах хрущевской и даже брежневской постройки сантехники иногда на верхнем этаже в основной лежак подачи теплоносителя вертикально врезали полдюймовую трубу с краном для спуска воздуха. Если такая труба есть в вашем подъезде, то ликвидировать пробку не составит никакого труда – только подставляй ведра и сливай воду в унитаз ближайшей квартиры до тех пор, пока кран не перестанет «чихать». Это будет указывать на то, что газ из теплоносителя ликвидирован.

Таким краном на верхнем этаже можно спустить воздух во всем стояке многоэтажного дома Источник yandex.ru

Но как быть тем, жителям городских квартир, где нет такого приспособления, которое позволяет стравить воздух из подъезда? Да, конечно, положение может спасти шаровый кран, который вместо заглушки устанавливают на радиаторе в самой верхней квартире. Сливая воду при помощи такой запорной арматуры до тех пор, пока кран не перестанет «чихать», вы сможете развоздушить часть системы. Конечно, это не совсем удобно для жильцов той квартиры, ведь придется спустить от пяти до двадцати ведер (зависит от количества этажей в доме), но, это единственный оптимальный выход из создавшейся ситуации.

Удаление воздуха в системе отопления таким путем не означает, что будут горячими все радиаторы в квартире или во всем подъезде – это касается только того стояка, куда подключена батарея с запорной арматурой. То есть, комнаты в квартире многоэтажного здания обогреваются от разных стояков, что вы сами можете увидеть, посмотрев, в какую сторону отходят трубы контура. Например, радиатор, установленный под окном балконного блока, как правило, подключен вместе с отопительным прибором соседа, находящегося за стенкой и не имеет ничего общего с обогревателями из других комнат.

Придется открутить гайку, которая соединяет трубу горячего водоснабжения с полотенцесушителем Источник stroy-podskazka.ru

Теперь рассмотрим проблему завоздушивания системы в стояке, где установлен полотенцесушитель. Это вообще отдельная труба, к которой не подключаются квартирные радиаторы, если, конечно, кто-то не сделал этого самостоятельно. Когда сушилки по всему стояку горячие, но ваша при этом холодная, то проблема именно в вашем отопительном приборе, но если холодный весь стояк, значит, нужно спускать воду в ванной на самом верхнем этаже здания. Если при монтаже сантехники предусмотрели кран для стравливания воздуха, то можно его попросту открыть, и действовать так, как это описано выше по тексту. Но когда такая запорная арматура отсутствует, то можно открутить сушилку с одной стороны от трубы отопления (только не полностью) и собирать стекающую воду в ведро, пока не ликвидируете пробку.

Если все сушилки на стояке подключены на напрямую, а через байпас (врезаны сбоку в трубу отопления), но ваш полотенцесушитель холодный, а труба горячая, значит, именно в вашем обогревательном приборе скопились газы. Это говорит о том, что, ликвидировать воздушную пробку можно только из вашей ванной комнаты. Но старые сушилки, сделанные из стальных труб, просто вварены в стояк без какой-либо запорной арматуры, и спустить воздух здесь невозможно. В таком случае, вам придется какое-то время выжидать, пока теплоноситель не ликвидирует воздушную пробку собственным напором.

Для справки: в многоэтажных домах с централизованным отоплением номинальное давление теплоносителя (в зависимости от высоты здания) бывает от 4 до 12 бар, а при опрессовке во время запуска системы осенью, может достигать 14 бар.

Как предупредить образование воздушных пробок

Чтобы как-то предупредить или компенсировать завоздушивание системы отопления, можно использовать различные устройства, о которых вы сможете узнать ниже. Какое из них лучше в вашем случае – решать придется самостоятельно.

Сепаратор воздуха

Пузырьки воздуха поднимаются вверх, попадают в воздушную камеру и выводятся в атмосферу через воздухоотводчик Источник spiroterm.su

Чтобы избежать завоздушивания системы отопления можно использовать воздушный сепаратор, который обычно монтируют в частном секторе для автономного контура, но при этом ничто не мешает установить его в верхней точке стояка многоэтажного дома. Если воздух выдавливается из радиаторов, то он в любом случае будет подниматься вверх, пока не достигнет крайней точки. Именно в этом месте нужно врезать воздухоотводчик, чтобы он стравливал газы из теплоносителя.

Подавляющее большинство воздушных сепараторов работают именно по такому принципу Источник spiroterm.su

Этот прибор функционирует, как сепаратор, то есть, теплоноситель проходит сквозь сетчатый фильтр, на котором задерживаются пузырьки газа, и через отвод вверху устройства произвольно сбрасываются в атмосферу. Следует отдать должное разработчикам данной конструкции, ведь при прохождении воды через сетку она дополнительно очищается от шлама, что увеличивает КПД теплоотдачи контура. Это говорит о том, что раз в году по окончании отопительного сезона сепаратор нужно раскрутить, снять с него сетчатый фильтр, очистить и собрать все детали назад. Такое устройство при ежегодном профилактическом обслуживании не выйдет из строя до тех пор, пока будет функционировать отопительный контур.

Видео описание

Почему в батареях появляется воздух. Давление растет, а утечки нет.

Клапаны Маевского

Это вид запорной арматуры с клапаном, при помощи которой осуществляется спуск воздуха с радиаторов Источник gidroguru.com

Когда воздух попадает в систему отопления и этого нельзя избежать, например, при подключении к городской централизованной котельной, то нужно подумать о способах ликвидации проблемы. Один из вариантов, это установка игольчатого радиаторного воздушного клапана Маевского или СТД 7073В (по ТУ 36-710-82), зачастую называемого «краном Маевского». Такая запорная арматура вкручивается в свободную от трубы сторону верхнего коллектора, где обычно стоит заглушка. То есть, заглушка остается, только уже другая – в ней есть полдюймвое резьбовое отверстие под монтаж клапана. По сути, это дополнение может стать палочкой-выручалочкой для отдельно взятой батареи в период отопительного сезона.

Полное название этого прибора – игольчатый радиаторный воздушный клапан Маевского Источник indclimat.ru

Такое устройство для стравливания газов из теплоносителя разработано Ч. Б. Маевским в 1933 году по заказу Госплана СССР, хотя до этого, в 1931 году похожий прибор внедрил в сантехнические контуры С. А. Роев. Но это уже вопрос к историкам, а мы на сегодняшний день имеем оригинальную запорную арматуру с конусным клапаном, который затворяет отверстие O 1,5 или O 2 мм (отличается у разных производителей). При выкручивании винта клапан приоткрывает пропускное отверстие, и газ стравливается одновременно с водой. Безусловно, стояк таким способом развоздушить не удастся, но для одного радиатора, это больше, чем достаточно.

Шаровые краны

Запорная арматура, предназначенная для частичного или полного перекрытия канала Источник hidrocontrol.ru

Если вам грозит завоздушивание водяной системы отопления, подключенную к централизованной котельной, и вы при этом проживаете на самом верхнем этаже, то будет благоразумно установить на радиаторах шаровые краны. Эта запорная арматура, как было упомянуто выше, позволит стравить воздух со всего стояка в подъезде в начале отопительного сезона. Не забывайте о том, что с одного отопительного прибора можно спустить воздух только в том стояке, к которому подключена эта батарея. Например, в двухкомнатной хрущевке понадобится три крана: в комнате, в спальне или кухне и в ванной.

Свое название это устройство получило из-за формы клапана: шара со сквозным отверстием Источник teplowood.ru

Название крана происходит от формы запорного механизма – это шар с отверстием, который приводится в движение наружной ручкой (рычагом) ил флажком. Положение проходного отверстия может полностью или частично перекрывать, а также полностью разблокировать передвижение жидкости по трубе. Для производства такой запорной арматуры обычно используют латунь, но можно попасть на изделие из силумина – ни в коем случае не пользуйтесь такими кранами, так как они раскрошатся, не прослужив даже одного сезона. Но лучше всего для этой цели использовать полипропиленовые краны сварочного типа, где на радиатор нужно вкрутить фитинг с наружной резьбой и переходом на ППР, а затем припаять кран. При монтаже носик крана желательно отклонить в сторону комнаты на несколько градусов, чтобы облегчить стравливание воздуха (удобнее подставлять ведро).

Видео описание

Развоздушка системы отопления частного дома.

Заключение

Следует понимать, что воздух в системе отопления – это очень плохо, но отнюдь не критично для контура, так как всегда можно исправить ситуацию. Как бы там ни было, если вы будете следить за автономной или централизованной системой, то сможете пользоваться радиаторами, которые будут отдавать теплокалории в достаточной мере и не выбрасывать деньги на воздух.

Одной из проблем, которая может возникнуть у владельцев жилья с водяным отоплением, является скопление воздуха в системе. Это снижает эффективность функционирования инженерных сетей и значительно ухудшает обогрев помещений и в частных коттеджах, и в квартирах многоэтажных зданий.

Завоздушивание системы, воздушные пробки в радиаторах отопленияКак выгнать воздух из системы отопления дома? Чтобы правильно подобрать определенный способ, необходимо сначала выяснить принцип образования воздушных пробок в трубопроводе.

Откуда в системах отопления может появляться воздух? Во-первых, его в растворенном виде содержит вода, которая используется в качестве теплоносителя. При нагреве рабочей среды пузырьки воздуха скапливаются в верхней части трубопроводов и образуют пробки. Среди других причин, по которым происходит завоздушивание, выделяют:

нарушения при монтаже коммуникаций, которые выражены в несоблюдении направления и величины уклона магистралей с рабочей средой;

использование для монтажа систем труб из полиэтилена или полипропилена, через которые кислород может попадать в теплоноситель. Для устранения такого дефекта изделия для прокладки коммуникаций должны иметь специальное защитное покрытие.

Ситуация, при которой требуется стравливание воздуха, может возникнуть из-за недостаточной герметичности сетей обогрева. Через стыки отдельных элементов коммуникаций происходит утечка теплоносителя, а неплотные швы способствуют всасыванию воздуха в систему. Течь малозаметна, поскольку горячая вода быстро испаряется и не оставляет следов.

Чтобы провести проверку отопления на герметичность, его нужно опрессовать. Для этого в системе создают избыточное давление, при котором нужно прогнать теплоноситель по трубопроводу. Опрессовка позволяет выявить слабые места соединений элементов инженерных коммуникаций и устранить неполадки сети.

Необходимость сбросить воздух может также возникнуть из-за конструктивных особенностей выбранной схемы отопления и монтажа алюминиевых радиаторов и других металлических элементов, склонных к коррозии.

Почему важно своевременное устранение воздуха из сети обогрева? Его наличие ухудшает циркуляцию теплоносителя и увеличивает расход тепловой энергии. Если вовремя не выпустить воздух, скопившийся в системе отопления, то можно получить следующие проблемы:

появление коррозии, которая возникает в результате образования агрессивной среды и негативно отражается на прочности и долговечности металлических элементов системы.

Наличие пробок сокращает срок службы труб, арматуры и радиаторов, а также не позволяет правильно работать циркуляционным насосам, установленным в сети обогрева. Подшипники устройств, предназначенных для улучшения циркуляции теплоносителя, защищены постоянным смачиванием водой. Если поток рабочей среды прекращается из-за воздушной пробки, то возникает эффект «сухого» трения, способного вызвать повреждения скользящих колец или вала насоса.

Чтобы спустить воздух из сетей отопления, используют разные методы. В частных домах с автономной открытой системой обогрева и естественной циркуляцией теплоносителя устанавливают расширительные баки. Они располагаются в самой верхней точке магистрали с рабочей средой и способствуют своевременному устранению воздуха. К эффективным средствам удаления пробок из отопительных сетей многоквартирных домов относятся: автоматические воздухоотводчики, устанавливаемые на общих трубопроводах; сепараторы. Однако наиболее востребованным устройством, с помощью которого можно удалить воздушные пробки, является кран Маевского. Его популярность обусловлена широкой сферой применения и простотой эксплуатации. Кран Маевского устанавливается на радиаторах отопления и может использоваться как в системах центрального отопления, так и в автономных сетях обогрева.

По типу управления кран Маевского бывает ручной и автоматический. Модели первого типа отличаются простотой конструкции, которая состоит из корпуса и винта, помогающего стравить воздух из сети отопления. Для герметичности устройство комплектуется уплотнительным элементом в виде кольца.

Если в работе отопительной системы имеются неполадки, они обычно обнаруживаются в начале отопительного сезона. Как правило, причина неравномерного прогрева радиаторов или шума, довольно проста – скопился воздух в системе отопления, который становится причиной появления посторонних шумов и снижает эффективность обогрева.

Чем опасны воздушные пробки

Работоспособность закрытой системы отопления полностью зависит от циркуляции теплового носителя и подачи определенного количества тепла в радиаторы. Если в закрытой системе отопления появляется воздух, то нормальное движение жидкости нарушается. Такое явление считается малоприятным и способно вызвать:

  • характерный шум во время перемещения воды. Необходимо отметить, что трубы начинают вибрировать, соединения ослабевают, сварные швы разрушаются;
  • в системе образуются воздушные пробки. Накопленный в удаленных участках системы воздух может нарушить циркуляцию воды, и если своевременно не принять меры, то систему можно разморозить;
  • эффективность работы отопительной системы снижается, увеличивается расход топливных ресурсов;
  • внутри воздух попадает металлические поверхности, способствуя образованию коррозии.

Скопления воздуха в отопительной системе способствуют сокращению ее эксплуатационного периода и преждевременному выходу из строя оборудования.

Причины появления воздуха в системе

Откуда и почему в системе появляется воздух, если все устроено герметично? Однозначного ответа нет, но чаще всего это происходит в следующих случаях:

  • нарушены требования по соблюдению уклона труб;
  • неправильное наполнение системы водой, в результате чего в трубах остается воздух;
  • плохое соединение комплектующих элементов;
  • отсутствие автоматики, самостоятельно отводящей воздух из труб, или выход ее из строя;
  • выполнение ремонта, во время которого воздух однозначно попадает в трубы;
  • заливка системы свежей водой, в которой содержится много растворенного воздуха. Как только температура начинает повышаться, содержание его в жидкости снижается, начинают образовываться воздушные пробки;
  • появление ржавчины внутри системы.

Эти причины не могут охватить все возможные случаи, но с их помощью можно понять, почему завоздушивается система, и принять своевременные меры для удаления воздушной пробки.

Признаки наличия воздуха в системе

Скопление воздуха в системе отопления и необходимость удаления воздушной пробки можно определить по следующим признакам:

  • в радиаторах появляется шум. Если звуки напоминают бульканье, то уверенно констатируем факт, что в системе появился воздух;
  • батареи прогреваются неравномерно. Если обратить внимание на тепловую отдачу радиатора, то станет сразу ясно, в чем основная причина проблемы. Кроме имеющейся внутри батареи грязи, может появиться воздушная пробка. Трубы остаются горячими, а температурный режим в радиаторе несколько снижается;
  • сигналом на спуск воздуха в системе отопления может послужить падение давления. В таком случае необходимо внимательно проверить трубы на предмет их целостности и герметичности стыковочных участков и сварных швов.

Приведенных здесь признаков оказывается вполне достаточно, чтобы понять, что систему следует развоздушить.

Способы решения проблемы

Чтобы не допускать завоздушиваний системы отопления, следует грамотно ее спроектировать и смонтировать, периодически очищать и заливать теплоноситель без излишней торопливости. Рассмотрим основные способы, помогающие избегать подобных негативных проявлений.

Правильный монтаж

В системах отопления, в которых тепловой носитель циркулирует естественным образом, при верхнем типе разводки воздух удаляется через крышку расширительной емкости. Во время монтирования такой системы подающая магистраль устанавливается так, чтобы она подходила к баку вертикально.

Бак, обеспечивающий свободное пространство под расширение нагреваемого теплового носителя, должен устанавливаться в верхней точке всей системы, чтобы обеспечивать естественное поступление жидкости в системный контур.

Обратная линия тоже устанавливается с наклоном, по которому свободно перемещается жидкость.

Воздух в системе отопления

Правильный монтаж поможет избежать воздуха в системе отопления

Если монтаж отопительной системы выполнен без ошибок, то появляющийся внутри контура воздух будет постепенно выдавливаться горячей жидкостью в верхнюю точку, покидая трубы через открытую крышку расширительной емкости.

Установка воздухоотводчиков

Как своевременно убрать воздух, накопившийся в системе отопления?

В верхней части системы отопления необходимо установить открытый расширительный бак, а герметично закрытый расположить в месте, где обратка попадает в котел (до входа трубы).

В подобной системе трубы подачи могут монтироваться без наклона, а тепловой носитель будет перемещаться под воздействием циркуляционного насоса. Кроме того, устанавливаются другие устройства, через которые выполняется сброс воздуха.

Из самой системы отопления спуск воздуха может осуществляться через специальные воздухоотводчики, работающие в автоматическом режиме, установленные на поворотных участках труб и в верхней точке системы. Из радиаторов пробки удаляются с помощью крана Маевского. По такому же принципу выводится воздух из контура, по которому вода циркулирует естественным образом, но в таком случае должна быть выполнена нижняя разводка труб.

Если все смонтировано правильно, то проблем с тем, как выгнать воздух в системе отопления, возникать не будет. Достаточно открыть нужные краны, а как только воздух из системы выйдет, снова закрыть их. Воздухоотводчики, работающие в автоматическом режиме, вообще открывать не требуется – их принцип работы основан на изменении показателя давления.

Если смонтирована система отопления закрытого типа, в ней обязательно устанавливается автоматический отводчик воздуха. Монтаж их выполняется по контуру в определенных местах, чтобы воздушные пробки удалялись локально. Смысл заключается в том, что на каждой части контура отопительной системы должна быть предусмотрена возможность для отведения воздуха. Пример этому – краны Маевского, которые устанавливаются на всех радиаторах. Открывают их ключом либо отверткой, давая возможность воздуху выйти из системы. Процедура довольно простая, но с ее помощью можно распределить тепловой носитель равномерно по всему радиатору.

Воздух в системе отопления

Воздухоотводчик может решить проблему с воздухом в системе отопления

Для продления эксплуатационного периода автоматического отводчика воздуха, необходимо устанавливать хорошие фильтры и регулярно проводить промывку системы.

Нагрев теплоносителя

Иногда, чтобы удалить избыток воздуха естественным образом, просто сильно подогревают тепловой носитель. Повышение температурного режима стимулирует выделение воздуха и его перемещение по контуру системы. Разрешается нагревать жидкость, находящуюся в трубах, до ста градусов.

Если после такой операции воздушные пробки появляются снова, необходимо проверить все стыковочные участки на предмет их герметичности. Практически всегда возле того места, где образуется воздушный затор, имеется маленькая щель, откуда мелкими каплями сочится вода, и в которую постепенно проникает воздух. Заделав такую щель, вы сразу избавитесь от надоевшей проблемы.

Самыми уязвимыми местами, через которые проходит воздух, считаются радиаторы из алюминиевого материала. При воздействии на сплав горячей водой развиваются процессы коррозии, сопровождающиеся выделениями газов.

Если такие радиаторы часто завоздушиваются, рекомендуется их просто заменить.

Профилактические меры

Почему в системе отопления появляется воздух, и как бороться с этим негативным фактом, мы разобрались. Остается узнать, существуют ли профилактические мероприятия, которые помогают избегать подобных проблем. Оказывается, да:

  • при монтаже отопительной системы необходимо предусматривать установку специальных устройств, автоматически отводящих воздух;
  • до момента долива воды в систему обогрева, следует выполнить спуск воздуха;
  • во время эксплуатации следует отслеживать работу всей системы, наблюдая за показаниями манометров и время от времени контролируя давление в трубах. Кроме того, рекомендуется следить за уровнем теплового носителя в расширительном баке, проводить визуальный осмотр труб и радиаторов, проверять равномерность распределения тепла по контуру;
  • следует периодически прокачивать систему, удаляя все засорения.

Выполнение данного комплекса мероприятий позволит продлить эксплуатационный период всей отопительной сети.

autor

Воздушная пробка мешает циркуляции воды в системе отопления. Радиаторы, конвекторы и батареи, в которые попал воздух, не нагреваются до нужной температуры или вовсе остаются холодными. А значит, в доме будет холодно.

При этом завоздушенная батарея может шуметь: вода в ней булькает. Шум мешает отдыху и вызывает недовольство жильцов.

Кроме того, в месте постоянного скопления воздуха возникает коррозия металла — батарея может проржаветь и начнет подтекать.

Как воздух попадает в систему отопления

Вот несколько причин, по которым воздух попадает в систему отопления:

  • При заполнении системы теплоносителем в радиаторах или трубах всегда остается немного воздуха.
  • Воздух попадает в трубы и в растворенном виде вместе с водой. При нагревании он снова превращается в газ и образует пузырь.
  • Воздух попадает в систему во время ремонта, когда для замены разбирают неисправный узел и приходится сливать часть теплоносителя.

Мелкие пузырьки, оставшиеся в закоулках системы, большого вреда не наносят, однако постепенно они могут собираться в одном или нескольких местах в огромную воздушную пробку, и тогда потребуется решать проблему самостоятельно или с помощью сантехника.

Как правильно спустить воздух в батарее

Есть два способа стравить воздух из отопительной системы: при помощи воздухоотводчиков или крана Маевского.

Автоматические воздухоотводчики устанавливают при монтаже в закрытых системах отопления частных домов. Их располагают в верхней точке стояков, на распределительных коллекторах и возле котлов.

Пузырьки воздуха перемещаются по трубам с потоком теплоносителя и, попадая в воздухоотводчик, выходят из системы отопления сами. Однако в батареях скорость движения теплоносителя гораздо меньше, чем в трубах, поэтому воздух в них может накапливаться. Тогда его приходится удалять вручную.

Самый удобный способ — использовать кран Маевского. Он позволяет стравить воздух в любое время, даже в отопительный сезон. Главное — действовать осторожно, чтобы не ошпариться горячей водой.

Диаметр отверстия в кране Маевского около 2 мм, и оно перекрыто специальным винтом. Благодаря этому при стравливании воздуха из крана выходит минимальное количество воды.

Устройство крана Маевского

Сейчас кран Маевского входит в стандартную комплектацию всех биметаллических и алюминиевых батарей и панельных радиаторов. Он располагается сбоку в верхней части батареи — слева или справа вместо заглушки.

Вы легко отличите его от заглушки по внешнему виду: у крана Маевского в центре белой пластиковой втулки есть квадратный винт со шлицем под плоскую отвертку. Встречаются модели и с шестигранной головкой под ключ или с колпачком, который можно отворачивать без инструментов.

Как работать с краном Маевского

Чтобы выпустить воздух из радиатора через кран Маевского, подставьте под него небольшую емкость, затем плоской отверткой отверните винт примерно на пол-оборота или оборот. Выпустите воздух. Когда из отверстия начнет капать вода или теплоноситель, закрутите винт обратно.

Когда вызывать сантехника

Если вам необходимо выпустить воздух из батарей, не оборудованных воздухоотводчиком, без помощи специалистов не обойтись. Эта ситуация типична для старых домов, в которых установлены чугунные радиаторы или конвекторы в виде «гармошки». На них клапанов для выпуска воздуха обычно не бывает. Конечно, если на батарее есть кран, можно осторожно выпустить воздух через него. Но самостоятельно делать это опасно.

Иногда советуют отвернуть одну из заглушек на батарее или ослабить какую-нибудь присоединительную гайку. Этого делать категорически нельзя: вы устроите аварию и зальете кипятком и свою квартиру, и соседскую.

Заглушка на батарее отопления

В многоквартирных домах система отопления — это общедомовое имущество. Поэтому за ее обслуживание — и за удаление воздушных пробок в том числе — отвечает эксплуатирующая компания. Какой бы простой вам ни казалась задача по удалению воздуха, лучше и правильней вызвать сантехника из ЖЭКа.

Запомните

  • Воздух в системе отопления — зло. Он ухудшает ее работу и может привести к неисправностям.
  • Для удаления воздуха в системе устанавливают автоматические воздухоотводчики, а на батареях — краны Маевского.
  • Удалить воздух из батареи через кран Маевского можно самостоятельно. Если его нет, вызывайте сантехников.

Если у вас есть опыт удаления воздушных пробок из батарей, расскажите о нем в комментариях.

Воздух в системе отопления – одна из главных причин отсутствия циркуляции воды, холодных батарей, специфического журчащего шума и других неприятных вещей. Тема большая и будем рассматривать ее постепенно. Эта статья является частью цикла статей о построении отопления “от А до Я”.

Где собирается воздух и как он двигается?

Друзья! Начнем с банальных вещей. Пузыри в воде как себя ведут? Они поднимаются вверх. Вот и воздух в системе отопления поднимается вверх. Если труба с водой имеет уклон, даже слабый, то воздух все равно пойдет по ней вверх, то есть в сторону уклона вверх. Если труба имеет очень слабый уклон, то воздух все равно пойдет по ней вверх, но очень медленно. Как медленно? Зависит от многих факторов. Если труба имеет гладкую внутреннюю поверхность, то пузырь пойдет по ней быстрее, чем по трубе, имеющей не гладкую внутреннюю поверхность. Воздуху легче идти по трубе с большим диаметром, чем по трубе с малым. Вообще пузырь по магистрали со слабым уклоном может идти и день и два и неделю. Зависит от многих причин и даже от атмосферного давления.

Я знаю только один сорт современных труб с негладкой внутренней поверхностью. Это трубы из обычного металла, черные или оцинкованные. Все остальные современные трубы имеют очень гладкую, почти зеркальную внутреннюю поверхность. Я уже писал, когда рассматривал водопровод, что не надо использовать старые (несовременные) железяки в новом доме. Вынужден повторить. Если не хотите проблем, никогда, ни при каких обстоятельствах, не используйте ни в отоплении, ни в водопроводе железные трубы и фитинги! Используйте либо пластик, либо медь, либо латунь. Медь лучше всех, но она и самая дорогая.

Если в системе присутствует ток жидкости (циркуляция), причем, особенно, принудительная, и эта циркуляция идет в сторону противоположную направлению движения пузыря воздуха, то эта циркуляция будет мешать естественному движению пузыря. По сложившемуся опыту пузырь воздуха против движения воды не двигается.

О ловушках воздуха в системе отопления

В системе может присутствовать горб на подающей магистрали. Пузырь легко зайдет в этот горб, но выйти ему будет крайне трудно. Порою вообще невозможно. Тут мы имеем самый трудный случай. В зависимости от крутизны горба мы этот воздух вообще можем из системы не вынуть никогда. Только если распилить трубу в самой верхней части и врезать клапан для стравливания воздуха.

Фотография

Существуют сложные приборы в системе отопления, из которых воздух не может выйти в принципе. Это, например, радиатор. Если у радиатора вход и выход с одной стороны (например, слева), а вторая сторона (правая) имеет заглушки сверху и снизу, то этот радиатор будет собирать воздух справа и сам он оттуда никогда не уйдет. И мы никакими манипуляциями этот пузырь оттуда выгнать не сможем. Другой популярный случай, когда вода входит в радиатор снизу и выходит снизу. Тогда вверху радиатора может образоваться пузырь и его тоже через низ радиатора не выгонишь.

Фотография

О пробках и мелких пузырьках

Понятно, что воздух может занимать всю трубу на каком-то ее протяжении. Это воздушная пробка. Она непреодолима для естественной циркуляции и для маленьких (обычных) циркуляционных насосов. Но могут быть и небольшие пузырьки, которые носятся по системе вместе с водой. Такие пузырьки могут просто циркулировать, а могут при встрече объединяться. Если в системе есть место для сбора этих пузырьков, то в процессе работы системы отопления в этом месте соберется воздушная пробка. После этого циркуляция прекратится. Пузырьки могут собираться и в ловушках (радиаторах). В этом случае та часть радиатора, в которой собрался воздух становится холодной.

Если циркуляция в нашей системе довольно быстрая, а явных горбов и ловушек нет, то пузырьки циркулируют по системе и создают журчащие звуки. Как будто вода тонкой струйкой переливается из одной емкости в другую. Я регулярно слышу такого рода звуки в одном из своих санузлов, в котором стоит красивый, но не очень удачный по конфигурации полотенцесушитель. Пузырьки бегают через него так активно, что некоторые части полотенцесушителя у меня бывают то холодные, то горячие.

О самых высоких точках в отоплении

Сколько высших точек должно быть в отоплении? В отоплении по однотрубной схеме строго одна. В отоплении по двухтрубной схеме, но с естественной циркуляцией – тоже одна. В отоплении с циркуляционным насосом – тоже одна, но с оговорками. В самой верхней точке отопления в обязательном порядке должны быть средства для спуска воздуха, ибо самая высокая точка – это ловушка воздуха. В качестве такого средства может выступать открытый расширительный бачок. В отоплении по закрытой схеме нужны специальные клапана. Автоматические или ручные.

Оговорки для верхних точек в системе отопления с циркуляционным насосом

Чисто теоретически мы можем проложить и подающую и обратную магистрали по плинтусу и сделать подъемы воды в каждый радиатор. Но нужно понимать, что любое движение воды вверх является преодолением силы тяжести и вверх воде двигаться труднее, чем вниз. Это значит, что дополнительное сопротивление должен преодолевать циркуляционный насос. Естественная циркуляция, даже убогая, в таких системах еще более затрудняется. И даже с учетом того, что вода в системе не просто поднимается, а циркулирует, все равно, поверьте, движение воды вверх не является предпочтительным, если есть возможность движения в сторону или вниз. Из альтернативы “вверх” и “любое другое направление” вода всегда стремится выбрать “любое друге”.

Нужно всемерно стремиться к тому, чтобы воде не нужно было часто идти вверх. Лучше один раз горячую воду поднять посредством главного стояка, а потом спускать эту воду с горки. Повторяю. Это не обязательное условие, но желательное. Не идите против гравитации. Борьба с гравитацией плохо заканчивается. Если не катастрофой (холодными батареями), то перерасходом средств на отопление.

Относительно обратной магистрали

Обратная магистраль не должна иметь ни горбов, ни верхних точек. Никогда и ни при каких обстоятельствах. Обратная магистраль никогда не должна идти выше того радиатора, из которого она забирает воду. Иначе при сливе воды мы не сможем слить воду из радиатора. Обратная магистраль должна проходить так, чтобы вся вода выливалась из системы сама и самотеком. Никакого воздуха в обратной магистрали быть не может и никаких воздушных клапанов на обратной магистрали не ставят.

А почему в обратной магистрали не бывает воздуха? Потому, что весь воздух остается в подающей. Вниз загнать воздух довольно трудно.

Откуда в системе отопления постоянно появляется воздух?

Такой вопрос задается весьма часто и я не знаю на него точного ответа. Только догадки.

Воздух может браться из самой воды, в которой он так или иначе присутствует. Если воды много, то и воздуха будет много. После свежей заливки отопления водой воздух активно выделяется несколько месяцев.

Воздух может собираться в тупиках, таких, как закрытые расширительные бачки, и выходить постепенно. Через ту же воду. Этот процесс еще более длительный. Вешайте закрытые расширительные бачки вниз головой, как я описывал в статье про открытую и закрытую системы отопления.

Если у вас есть специальная ловушка воздуха в виде вертикальной трубы с автоматическим воздухоотводчиком на конце, то это тоже может быть источником пузырей. Дело в том, что автоматические воздухоотводчики часто “зависают” и перестают отводить воздух. Тогда трубка заполняется воздухом и пузырьки, скопившиеся в трубе отрываются снизу потоком воздуха и уносятся в систему. В этом случае я говорю, что пузыри начинают гулять по системе.

Если у вас установлен исключительно сильный циркуляционный насос и в системе есть небольшая дырочка, то, я думаю, в дырочку может засасываться воздух благодаря эффекту Вентури. Я много раз наблюдал такое в водопроводе, когда есть дырочка, из которой не идет вода, а в которую потоком воды как раз засасывает воздух. То есть если воду выключить, то из дырочки течет вода. А если открыть воду на конце, то вода из дырочки перестает течь. Но в реальности я такого в системах отопления не видел ни разу. В системах отопления не такая большая скорость воды. Но это не значит, что такого не может быть никогда.

Лично в моей системе отопления воздух перестает меня беспокоить где-то через полгода после свежей заливки отопления водой. Автоматических воздухоотводчиков у меня нет. Все клапана только ручные. А система у меня маленькая и домик маленький.

Как выгнать воздух из системы?

Проще всего и если система сделана правильно, подойти к клапану, открыть его, выпустить воздух до момента, пока пойдет вода, и закрыть. Так делаю я в своей системе уже более десяти лет и меня все устраивает.

Фотография

Действовать с этим клапаном нужно следующим образом. Одной рукой держим белую часть, ибо она будет болтаться и вода забрызгает наши стены. Второй рукой мы откручиваем винтик посередине. А как же мы держим кружку, в которую вода будет сливаться? Правильно! Третьей рукой!

Фотография

Заметьте, нет никакой гарантии того, что после накручивания, дырочка будет смотреть строго вниз. Но все равно лучше, чем обычный. Интересно, если стандартный кран выдумал гений Маевский, то кто этот кран выдумал? А вот, кстати, Маевский – это неизвестный герой. Кто-то придумал – и пошло.

Если система самотечная и в ней нет клапанов для спуска воздуха, но есть уклоны, то нужно ждать, когда воздух выйдет сам через расширительный бачок. При этом циркуляции в системе быть не должно. Система должна быть холодная. Ждать можно долго. Можно и день, и три дня, и неделю. Все зависит от длины магистралей, от диаметра труб и от крутизны уклонов. Такое ожидание характерно еще и при заливке системы сверху. Другими словами, если ваша система работает, но плохо, и вы хотели бы, чтобы пузыри вышли сами, то вам надо выключить котел, выключить мотор, если он есть, и дать системе остыть. Греющаяся система имеет циркуляцию и эта циркуляция будет мешать выходу воздуха на тех участках, где циркуляция и выход пузырей идут в разных направлениях.

Автоматические воздухоотводчики надо ставить в самых высоких точках отопления. Они не должны включаться в группу безопасности. Сейчас появились такие странные группы безопасности типа трезубцев. На одном зубе манометр, на другом аварийный клапан, на третьем воздухоотводчик. Я считаю этот трезубец глупым и наглым ходом по вытаскиванию из нас лишних денег. Воздухоотводчик на этом трезубце лишний. Его включили для того, чтобы денег лишних с нас срубить. На выходе из котла воздуха не бывает. Воздух скапливается в самых верхних точках. А котел этой верхней точкой не является. Котел – это, можно сказать, продолжение обратки. А в обратке воздуха не бывает.

Фотография

Для разрешения вопросов, касающихся авторских прав, прошу написать мне письмо

Можно ли выгнать воздух сильным напором воды?

Теоретически можно, на практике очень трудно. Для этого нужен мощный насос с большим давлением (больше двух атмосфер). Выгнать таким образом можно воздух только из открытой системы. Еще в системе не должно быть слишком много ветвей, или те ветви, которые не прогоняются, надо закрыть. Обычно при этом методе сильно переливается расширительный бачок. Нужно большой опыт и искусство, чтобы этим методом пользоваться.

Изгнание воздуха сливом воды

А вот это самый популярный способ “прокачки” самотечных систем. Сливается большой объем воды снизу с одновременной заливкой сверху. Пузырь, таким образом, сдвигается, разбивается и выводится из того места, где он застрял. Этот метод олицетворяется с мучениями русского (не знаю, как у других народов) народа с самотечным открытым отоплением.

Считаю тему воздуха в системе отопления рассмотренной. Если что забыл – пишите в комментариях. Я допишу. При комментировании не нужна регистрация и нет капчи. Последние несколько лет я лично отвечаю на все комментарии, за очень малым исключением. Хоть “спасибо”, но отвечу.

Надеюсь на успешное решение проблем воздушных пробок в вашем отоплении.
Дмитрий Белкин.

Ссылка на основную публикацию