Кому надо одевать платок в церковь?

Христианские традиции предписывают женщинам входить в храм с покрытой головой. Однако сейчас это касается лишь русской православной церкви. Например, в греческие соборы верующие женщины входят без головных уборов.

Библия

О том, что женщины, принявшие христианство, во время молитвы должны покрывать свою голову платком, говорится в Евангелие от апостола Павла: «…Всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытой головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая, ибо если жена не хочет покрываться, то пусть стрижется, а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается… (…) Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою?»

В этом послании апостол Павел доступно изложил для коринфян объяснение этого правила: «…Муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия, а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа…» Соответственно, покрывая голову платком, женщина-христианка признает главенство мужа и придерживается установленного порядка — принимает Господа через мужчину своего, и чтит его, как созданного по образу и подобию Бога.

Апостольское послание

Как известно, поучение апостола Павла о том, что женщины во время молитвы должны покрывать голову, относится к разделу «послания жителям города Коринфа». В середине первого века апостол прибыл в этот приморский полис из Афин и нашел там первую христианскую общину. Однако, в остальном, это был все ещё языческий город Римской империи.

«Библейский Энциклопедический Словарь Эрика Нюстрема» сообщает, что в первых веках нашей эры в Коринфе находился один из крупных то время действующих храмов Афродиты. Служительницами культа этой языческой богини были ритуальные блудницы, вступая с которыми в интимную связь, любой человек совершал акт поклонения Афродите. Отличительным знаком всех этих жриц — блудниц была обритая на лысо голова.

Между тем, историки, исследующие Библию предполагают, что девочки, переданные в служение языческой богине ещё в детстве, в дальнейшем могли слышать проповеди апостола Павла и принять их. Но обратившись в христианскую религию и общину, понятно, что эти женщины все равно ещё долго физически оставались безволосыми.

И теперь напутствие святого Павла «…если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается…» говорит несколько о другом. Обращаться в молитвах к Христу, когда на тебе отметина блудницы — постыдно и перед людьми и перед Богом. Именно поэтому апостол рекомендовал покрывать голову всем женщинам, без исключения, а «…если жена не хочет покрываться, то пусть стрижется…». Ведь все женщины, в том числе и покаявшиеся в своих грехах, равны перед Богом и любимы им одинаково.

Греческая традиция

В греческих православных храмах можно наблюдать, что женщины всегда молятся с непокрытой головой. Входя в церковь все, независимо от пола и возраста, даже если имеют на голове шляпы, снимают их. Правда, эта традиция не столь древняя, она существует не более двух веков и имеет отношение к национально-освободительной борьбе греков с турецким владычеством.

В первой четверти XIX века Греция попала под власть Османской империи и всем женщинам предписывалось появляться на улицах и в общественных местах в хиджабах, даже если они не были мусульманками.

Греческие женщины, как и мужчины, протестовали против насильственной исламизации и по ночам посещали христианские богослужения. При этом гречанки снимали ненавистные им турецие платки в знак свободы во Христе.

С того времени это стало важной религиозно-национальной традицией. А что касается послания апостола Павла относительно покрытия женской головы, то греческие священники указывают на тот факт, что нигде в Евангелие не указано, что женщинам запрещается входить в храм без головного убора. А значит, гречанки ничем не нарушают религиозные правила.

Русская женщина и её головной убор

В России, со времен распространения «Домостроя» — сборника советов и наставлений русского человека по общественным, семейным и религиозным вопросам XV века, сохраняется традиция, когда «…не муж создан для жены, но жена для мужа…» Православная христианка, даже если она не состоит в браке, входит в храм с покрытой головой. Таким образом, она демонстрирует свои скромность и смирение.

Однако, русские православные священники в последнее время все чаще утверждают, что наличие головного убора у женщины в храме — её личное дело и законное право демонстрировать свое отношение к многовековым религиозным традициям. И пусть лучше женщина войдет в храм без платка и с искренней любовью обратится к Богу, чем не переступит порога храма вообще.

Покрове?ние головы? – религиозно мотивированная практика покрытия головы головным убором, берущая начало в Ветхом Завете, имевшая (и имеющая) множество региональных и локальных отличий на протяжении всей истории христианства.

pokrovenie golovy - Покровение головы

История традиции

Традиция покрова головы при каких-либо священнодействиях и молитве является общей для всех древних семитских народов, а также прочих народов Плодородного полумесяца (региона на Ближнем Востоке от Египта на юго-западе, через Левант и вдоль долин Тигра и Евфрата вплоть до Басры и Персидского залива). Данная традиция распространялась не только и не столько на женщин, сколько на вообще всех верующих. Покрытие головы символизировало трепет, страх, благоговение, покаяние, смирение. Первосвященники и священники Ветхого Завета покрывали головы специальными головными уборами. Практика молитвенного покрытия головы (???????? ?????, киссуй рош) как для мужчин, так и для женщин до сих пор остается частью богослужебной традиции иудаизма.

В Ветхом Завете мы находим следующие свидетельства о покрытии головы женщиной:

«И сказала рабу: кто этот человек, который идет по полю навстречу нам? Раб сказал: это господин мой. И она взяла покрывало и покрылась» ( Быт.24:65 ) – в данном отрывке речь идет о Ревекке, невесте праотца Исаака.

«…и поставит священник жену пред лицо Господне, и обнажит голову жены, и даст ей в руки приношение воспоминания, — это приношение ревнования, в руке же у священника будет горькая вода, наводящая проклятие» ( Чис.5:18 ) – описывается испытание неверности жены, из цитаты следует, что испытуемая женщина изначально находится на территории храма с покрытой головой, но впоследствии голова обнажается.

В Новом Завете содержится единственный отрывок, посвященный покрытию головы:

«Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам. Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава — Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов». ( 1Кор.11:2-10 ).

Надо отметить, что апостол Павел пишет не для иудеев, а для христиан. Кроме того, можно отметить, что на момент жизни апостола Павла былая еврейская традиция покрытия головы на молитве как мужчинами, так и женщинами сошла на нет. В частности, на фресках синагоги в Дура-Европос (конец II в. – начало III в.) еврейские мужчины уже изображаются без головных уборов. Традиция ношения головных уборов остается лишь за женщинами, а также особо благочестивыми мужчинами и мужчинами высокого социального положения. Отчасти, отказ от головных уборов во время молитвы мог быть связан с эллинизацией еврейского народа, что также сказалось и на практике ношения коротких стрижек у мужчин, вместо длинных волос (что подтверждается некоторыми реконструкциями обликов древних иудеев, в частности, реконструкции исследователя Ричарда Нива). Опять же, приводимое ниже апостолом Павлом в пример отращивание волос мужчиной в качестве негативной характеристики также соответствует довольно поздней традиции уже эллинизированного иудаизма («иудаизма рассеяния»). В частности, для древнего Израиля отращивание волос мужчиной могло знаменовать особый обет Богу, посвящение себя Богу (как в случае с судьей Самсоном). В частности, во времена апостола Павла существовала традиция назорейства (ивр. ????????? [назир] «посвящённый Богу»), о которой упоминают такие авторы как Иосиф Флавий (ок. 37 – ок. 100). Однако, ещё раз заметим: христианство не есть трансформированный иудаизм рубежа завершения времени действия Ветхого Завета и начала действия Нового. Христианству присущи свои религиозно-обрядовые нормы и своя религиозно-обрядовая символика.

Между тем, о том, что женщине необходимо покрывать голову на молитве и в жизни писали Тертуллиан1 (155–240), свт. Григорий Богослов2 (325–389), свт. Иоанн Златоуст3 (347–407) и многие другие ранехристианские писатели. В святоотеческой традиции ношение платка женщиной является символом ее покорности – добродетели подчиненного лица. Мужчинам же (не имеем в виду священнослужителей) нельзя носить головной убор в храме по причине того, что они являют собой для женщины образ Самого Бога. Об этом, в частности, пишет один из величайших Отцов Церкви, свт. Иоанн Златоуст: «Итак, покрытие есть знак покорности и подчинения; оно побуждает смотреть вниз, смиряться и соблюдать добродетель, ибо добродетель и честь подчиненного состоят в том, чтобы пребывать в послушании. Мужу не предписывается делать это, ибо он есть образ Самого Господа; а жене справедливо предписывается».

В христианстве покрытие своей головы является нормативным образом молящейся женщины, а также нормативным иконографическим образом женщин-святых.

В Средние века и позже покрывание головы платком или иным головным убором свидетельствовало о благонадежности женщины, ее благочестия, и данная норма применялась не только относительно храмового богослужебного пространства, но и относительно обыденной жизни в принципе. Непокрытая голова женщины трактовалась как ее принадлежность или к низшему сословию, или к профессиям низкого рода.

Изменения отношения к ношению головного убора женщиной (отмена обязательного ношения головного убора в публичном пространстве) наступили в эпоху позднего Модерна (вторая половина XIX века – середина и конец XX века) и являются сравнительно недавним в историческом измерении явлением.

Примечания:

3 Николай Николаевич Шаблевский. Толкование слов святого Апостола Павла «??????? ? ???? ???????? ????? ???­? ??? ??????? ???­? ???? ????????» ( 1Кор.11:10 ) в свете Быт 6:1–4 // Христианское чтение. 2018. №1.

Какого цвета должен быть платок у женщин в церкви?, фото № 1

Присутствуя в храме на православном богослужении, непременно обращаешь внимание на красоту и торжественность облачений. Цветовое разнообразие является неотъемлемой частью церковно-литургической символики, а каждый цвет – духовное значение события, в честь которого совершается богослужение.

У прихожан православных храмов есть традиция надевать одежду соответствующего цвета (особенно это касается женских платков), а также накрывать дома полочку красного угла платком соответствующего цвета.

Женщины, регулярно посещающие православные храмы, имеют в своем арсенале платки десяти различных расцветок, резонно полагая, что цвет платка верующей женщины должен соответствовать церковно-литургической символике.

Кто желает приходить в храм в платочках разных цветов – может надевать их в зависимости от цвета облачения священников при Богослужении. Цвета богослужебных облачений в Православной церкви символизируют духовные значения празднуемых событий.

Носить разноцветные платочки – это конечно благочестиво и красиво. Однако, хорошо бы еще знать, что означают эти цвета. Каждый цвет сопоставлен определенной группе праздничных или постных дней.

Символика цветов

Литургическая литература не содержит разъяснений о символике используемых цветов, а иконописные подлинники только указывают, какой цвет надо употреблять при написании одежд того или иного святого, но не объясняют, почему. Символику цветов можно определить, основываясь на ряде указаний Ветхого и Нового Заветов, толкованиях Иоанна Дамаскина, творениях Псевдо-Дионисия Ареопагита, а также деяний Вселенских и Поместных Соборов.

Сложившийся канон цветовой гаммы богослужебных облачений состоит из::
– белого цвета (символизирует божественный нетварный свет).
– семи основных цветов спектра солнечного света , из которых состоит белый цвет (т.е. все цвета радуги – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый ) (во исполнение слов Иоанна Богослова — «на престоле был Сидящий… и радуга вокруг престола» (Откр. 4:3-4)),
– а также чёрного цвета (символизирует отсутствие света, небытие, смерть, траур или, наоборот, отречение от мирской суеты).

Таким образом, вам необходимо иметь несколько праздничных платочков различного цвета. И понадобится еще один дежурный платочек, неважно какого цвета – для всякой грязной работы, на котором не видны пятна.

Полная таблица платочных цветов

Какого цвета должен быть платок у женщин в церкви?, фото № 2

1. Белый цвет. Объединяет в себе все цвета радуги, это символ Божественного нерукотворного света, воссиявшего из Гроба воскресшего Спасителя и освящающего творение Божие. Это цвет торжества и радости.
В белых облачениях служатся все великие праздники: Рождество Христово, Богоявление, Вознесение, Преображение, Благовещение. В них начинается Пасхальная утреня в знак Света, воссиявшего из Гроба воскресшего Спасителя. Белые ризы полагаются для совершения крещений и погребений (так как для христианина смерть является переходом в иной, лучший мир). Облачения белого цвета символизируют уготованные праведникам в Царствии Небесном белые ризы Божественного света.
Платок белого цвета надевают в церковь в дни этих великих праздников; если вы венчаетесь или присутствуете на таинстве крещения, а также во время обрядов погребения. Белый цвет – это олицетворение Божественного света. Платок белого цвета можно одеть на великие православные праздники, такие как праздник Богоявления, Сретение Господне, на Лазареву субботу разрешается платок белого или желтого цвета. Белый платок можно надеть и на Преображение Господне и на Вознесение Господне. Белый цвет-это цвет радости.

Какого цвета должен быть платок у женщин в церкви?, фото № 3

2. Красный цвет. В красных ризах вслед за белыми, продолжает богослужение Пасхи и остается неизменным до праздника Вознесения. Это – символ неизреченной, пламенной любви Божией к роду человеческому и победы «Солнца правды» – воскресшего Господа Иисуса Христа.
Но это также цвет крови. Бордовый или багряный цвет – это как кровь Иисуса Христа, пролитая из любви и для спасения всего человечества. И поэтому в красных или багряных облачениях проходят службы в честь святых мучеников в знак того, что пролитая за веру Христову кровь явилась свидетельством их пламенной любви к Господу.
Платок красного цвета надевают в церковь на все последующие службы – на Пасху до самого праздника Вознесения, а также и на службы о мучениках
Платок тёмно-красный, бордовый, или багряного цвета надевают в церковь в день Великого четверга Великого поста на Страстной неделе.

Какого цвета должен быть платок у женщин в церкви?, фото № 4

3. Желтый (золотой) и оранжевый . Это царские цвета. Являются цветами славы, величия и достоинства. Применяются в праздники в честь Господа Иисуса Христа и в воскресные дни. Золотая или желтая цветовая гамма выражает сияние славы Божией. Христос – Царь Славы, а Его служители имеют в Церкви полноту благодати высшей степени священства; кроме того, в золотых одеждах Церковь отмечает дни Его особых помазанников – пророков, апостолов и святителей. Самый распространенный цвет – это желтый. В каноне богослужебных облачений нет места у оранжевого цвета. Однако он присутствует в Церкви с древнейших времен.
Платок желтого, золотого или оранжевого цвета надевают на любую воскресную службу (если в этот день не выпадает никакой праздник). Также будет уместен желтый платок, когда совершаются Богослужения в честь апостолов и пророков, также святителей и равноапостольных. Золотой цвет – это царский цвет, поэтому если в этот день прославлены цари и князья, то также наденьте платок желтого цвета.

Какого цвета должен быть платок у женщин в церкви?, фото № 5

4. Зеленый цвет – это цвет духовной радости и вечной жизни, цвет животворения. Слияние желтого и голубого. Он принят в дни памяти преподобных, подвижников и юродиевых, и свидетельствуют о том, что их монашеский подвиг – укрощения греховного начала, человеческого естества не умерщвляет, при этом же самого человека обновляет, соединяет со Христом (желтый цвет) и ведет его к жизни вечной, вознося на небо (голубой).
В зеленых цветах всех оттенков по древней традиции служат в Вербное воскресенье, в день Святой Троицы и в Понедельник Святаго Духа, ибо все, имеющее жизнь по воле Отца и посредством Сына, оживотворяется Святым Духом..
Платок зеленого цвета надевают в церковь в дни Святой Троицы, на Вербное Воскресенье, в Понедельник Святаго Духа и в дни памяти преподобных.

Какого цвета должен быть платок у женщин в церкви?, фото № 6

5. Голубой или синий . Это – цвет неба, небесной чистоты, он соответствует представлению о Божией Матери, вместившей Небожителя в Своей Пречистой утробе. Используется для праздников Пресвятой Богородицы, а также в дни памяти святых дев и девственников, как символ особой чистоты и непорочности.
Голубой цвет – это цвет праздников Пресвятой Богородицы. Поэтому на Богослужения в честь Пресвятой Богородицы вы можете надеть платок голубого цвета. Голубой цвет означает чистоту и непорочность, какова и была Пресвятая Богородица. Поэтому на Благовещение Пресвятой Богородицы, Успение Пресвятой Богородицы, Покров, Введение во храм Пресвятой Богородицы, в день Ризоположения Пресвятой Богородицы и дни памяти икон Пресвятой Богородицы должен присутствовать голубой цвет в платке и одежде.

Какого цвета должен быть платок у женщин в церкви?, фото № 7

6. Фиолетовый цвет . Принят в дни памяти Креста Господня. В нем соединены красный – цвет Крови Христовой и Воскресения, и синий, указующий, что Крест открыл нам дорогу в небо. Также принят к богослужению в день Усекновения главы Иоанна Предтечи и в воскресные дни Великого поста.
Фиолетовый цвет знаменует в церкви страдания Иисуса Христа.
Поэтому платок фиолетового цвета надевают в церковь в дни памяти Животворящего Креста Господня (на Крестопоклонную (Крестопреклоненную) неделю Великого поста, Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня, на Воздвижение) и на воскресные службы в дни Великого поста (во все субботы и Воскресенья Великого поста).

Какого цвета должен быть платок у женщин в церкви?, фото № 8

7. Черный, темно-синий или темно-коричневый цвет . В России впервые было официально предложено облачиться по возможности в черные ризы Петербургскому духовенству в 1730 г. для участия в похоронах Петра II. С тех пор черные облачения входят в обиход погребальных и великопостных служб. Черный цвет является символом отречения от мирской суеты, цветом плача и покаяния. Черный цвет – будничный цвет Великого поста и Страстной седмицы. В черных облачениях совершается Литургия Преждеосвященных Даров, в то время как полную Литургию в таком цвете служить не принято.
Обычно платки черного или темно-синего цвета одевают в дни Великого поста. Это дни скорби и покаяния. Также черный платочек носится в дни траура.
В современной РПЦ имеется тенденция отказа от использования чёрного цвета и замена его фиолетовым более тёмного оттенка, чем те, что используются традиционно для богослужений суббот и воскресений Великого поста.

8. Платочек в цветочек – самый распространенный цвет платка (это красиво и разнообразно). Это платочек для грязной работы, на котором не так заметны пятна).
Платок “в цветочек” надевают в церковь женщины, помогающие в церкви, для грязной работы. Например, когда вас попросят помочь намазать подсвечники маслом (чтобы к ним не прилипал воск), вам первым делом надо будет надеть рабочий платочек, иначе ваш праздничный платочек будет весь в пятнах масла.

Должны ли в церкви женские платки соответствовать цвету облачений того или иного праздника?

Конечно же, это не обязательно. Это возможно, но необязательно. А если женщина на Пасху желает надеть красный платочек как символ ее любви к воскресшему Господу, если поет ее душа и радуется празднику, это очень хорошо. И таким образом, надев платок соответствующего цвета, она хочет приблизиться к нему, почтить Бога. Тогда ее головной убор соответствующего цвета можно сравнить с вербной веточкой – символом Воскресения Христового, которую мы приносим в храм, чтобы встретить Христа-Царя. Но если она наденет красивый голубой головной убор, то в этом греха не будет. Главное, чтобы все было в мире и любви, и истине, и в общении Духа, как часто нам повторял в своих Посланиях святой первоверховный апостол Павел.

Женский платочек тоже может стать чем-то подобным: личным символом любви к Богу конкретной женщины.
Но превращать платки определенного цвета в обязательную униформу, конечно же, не следует. Это личный выбор каждой женщины.

Тем женщинам, которые нерегулярно посещают храм, можно завести три разных платка:

1. Платок светлых тонов (однотонный, в цветочек с рисунком; излишне упоминать о том, что в храм нельзя надевать платки с различной символикой или неприличными надписями и картинками) – белый, светло- голубой, бледно- розовый и т. п.; такой платок надевают на праздники.

2. Платок темных тонов – черный, темно- серый, коричневый, темно-синий, темно-зеленый, и др.; такой платок надевают в пост и в дни траура.

3. Еще какой-нибудь платок. Цвет может быть самый разнообразный. Этот платок надевают на все остальные дни.

Для тех, кто не может справиться и с тремя платочками – рекомендую радикальный вариант – один платочек, не важно, какого цвета, главное, чтобы он был!
Здесь существует одно главное ограничение, о котором следует помнить. В посты и постные дни при посещении церкви следует выбирать платки темных тонов. Конечно же, за яркий платок никто не сделает замечание, но все же в пост это крайне не желательно. В обычные дни можно надевать платок любого цвета. При отпевании покойника не следует одевать платки ярких цветов.

Нужно ли покрывать голову платками маленьким девочкам, когда они идут в храм?

Какого цвета должен быть платок у женщин в церкви?, фото № 9

Покров на голове женщины – знак послушания; платочек на голове малышки – это тоже знак послушания. А слушаться детей нужно приучать с самого раннего возраста.

Женщина в платке 576.jpg

Еще в древности, во времена Ветхого Завета замужние женщины на Востоке покрывали голову. Это означало смирение и покорность перед своим супругом. Считалось неприличным замужней женщине выходить на улицу с непокрытой головой, ведь волосы мог видеть только муж. Сегодня эта традиция также сохранена в странах Востока.

В христианстве обычай женщине покрывать голову при входе в храм возник ещё в апостольские времена, благодаря словам апостола Павла: «И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову» (1 Кор. 11:5).

Апостол Павел как бы одобрил и утвердил обычай, который был в то время в Иудее. Но здесь же, кроме подчинения своему мужу, возникает и другое значение: смирение перед Богом и стремление выглядеть как можно скромнее и неприметнее, когда находишься в храме, дабы не отвлекать окружающих и не вводить в смущение.

С принятием христианства обычай покрывать голову пришел на Русь вместе с другими церковными обычаями. (Кстати, на Руси в те времена отличительной чертой замужней женщины был не только платок, но и наличие двух кос, которые заплетались между собой, а у незамужних девушек была одна коса).

Девушкам дозволялось в храме стоять с непокрытой головой.

Gribkov-Church 320.jpg

С.И. Грибков «В церкви» (1860-е)

В нашем языке можно найти примеры, отображающие традицию ношения платка. К примеру, слово «опростоволоситься» означало оказаться с непокрытыми волосами, оно было равносильно слову «опозориться», т.к. замужние не ходили с непокрытой головой, это считалось неприличным.

По тому, как завязан платок, можно было узнать о его обладательнице: например, представительницы купеческого сословия завязывали платок на лбу (по-купечески), девушки завязывали платок спереди (по-девичьи), а замужние женщины перевязывали концы платка за спиной (по-бабьи).

Почему мужчина снимает головной убор при входе в храм?

А что же мужчины?Почему они, заходя в церковь, снимают головной убор? Эта традиция в христианстве, опять же, утвердилась благодаря посланиям апостола Павла. К слову, иудеи покрывали головы в знак смирения во время молитвы. Но апостол Павел пишет: “Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. [. ] Итак, муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия” (1 Кор. 11:4, 11:7). В другом послании к Коринфянам апостол Павел говорит: «Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа» (Гал.4:7).

Таким образом, с утверждением христианства ветхозаветная «покорность раба» заменяется на «сыновство».

До наших дней сохраняется традиция мужчинам снимать головной убор во всех жилых помещениях или учреждениях, не только в храмах. Связано это с тем, что в прежние времена, заходя в избу, мужчины кланялись святым образам, которые находились в красном углу напротив входа. Сняв шапку, гость показывал свое почтение к иконам и уважение к хозяевам.

Монахи и священники имеют головные уборы, являющиеся частью их облачения, которые не снимают в храме. С одной стороны их уборы символизируют терновый венец, который был надет на Спасителя во время казни, а с другой – шлем воина (ежедневная борьба с темными силами).

Нестеров Монах 300.jpg

М.В. Нестеров «Монах» (1913)

Традиция ношения платка сегодня

Сегодня женщины также покрывают голову в храме, девочкам и девушкам делать это не обязательно.

Как и в древности, в наши дни существует благочестивый обычай надевать платочки в храм разных цветов. Цвет платка может зависеть от того, какой праздник отмечается Церковью (про цвет церковных облачений мы писали в нашей статье). Например, белый платок многие женщины надевают в праздник Рождества Христова, красный – на Пасху, зеленый – на Троицу, в голубых платочках бывают в праздники, связанные с Пресвятой Богородицей и т.д.

Напоследок скажем, что не стоит удивляться, когда в некоторых балканских православных странах вы увидите, как женщина, заходя в храм, наоборот снимает головной убор. Связано это с тем, что эти страны долгое время были под властью турок, и местным жителям хотелось отличаться от традиций захватчиков.

Женщина в платке 1 576.jpg

Будем также помнить, что не следует приходить в храм в слишком

коротком платье или платье с открытыми плечами

Разработано в

девочка в накидке в храме

Взрослые, регулярно посещающие православные храмы, конечно, стараются брать с собой детей. Перед входом в церковь мужчины, как известно, снимают головные уборы, а женщины, наоборот, покрывают голову платком и затем уже заходят в храм. Но не все знают, можно ли зайти без косынки девушке или девочке, особенно если она ещё маленькая? Что говорят по этому поводу священники? Как решается этот вопрос в других христианских конфессиях?

Можно ли девочке заходить в православную церковь без косынки

Если обратиться к истории христианства, то можно узнать, что традиция покрывать голову женщинам перед порогом храма основывается на словах апостола Павла в его Послании к коринфянам.

«…Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижётся; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается.

Апостол Павел «Послание к коринфянам» (1Кор.11.10)

Святой апостол Павел

Таким образом, ученик Христа говорит о зависимости жены от мужа, её подчинённости ему. И покрытые волосы являются знаком, определяющим статус женщины.

Надевая платок, женщина показывает свою власть перед ангелами, которая у неё есть от мужа над нею. Что она замужняя женщина, и соответственно, это для неё честь.

Максим Каскун, священник
https://elitsy.ru/communities/31338/56858/

Между тем из послания не следует вывод о том, что и незамужние представительницы женского пола должны поступать таким же образом, то есть молиться в головном уборе. И в ранний период христианства незамужние девушки и маленькие девочки могли приходить в храм с непокрытой головой (естественно, сразу было понятно, кто замужем, а кто нет).

Но со временем христианская вера разделилась на разные религии. И в православии укоренилась традиция надевать платки всем женщинам, даже маленьким девочкам. Но следует сделать оговорку, что опять-таки это характерно не для всех стран.

Например, в православной Греции так не делают, поскольку за годы турецкого владычества мусульманское правительство принуждало христианок носить стиль одежды, диктуемый Кораном. Поэтому отказ от платка стал своего рода протестом. Но вот в Грузии (также православной стране) в храме редко встретишь девочку, а тем более женщину, без платка.

В русской же православной церкви женщины любого возраста приходят в храм с покрытой головой (здесь даже есть платочки на случай, если кто-то забыл их дома). Что касается маленьких девочек, то это может быть косынка, шапочка, чепчик. Но, как объясняют батюшки, это не необходимость, а именно традиция.

Мама и две дочки в церкви (все с покрытой головой)

Платочек на службе помогает настроиться на определённый лад. Ребёнку же эта деталь одежды поможет осознать отличие пространства православного храма от пространства дома, улицы, подчеркнёт отличие времени общения с Богом от будничного времени.

Однако если девочка, подросток, да и взрослая женщина придёт в храм с непокрытой головой, её никто не вправе осуждать, а тем более открыто ругать. В этом нет ничего предосудительного.

Девочка без головного убора целует икону, дочку держит на руках мама (в платке)

Возможно, человек заранее не собирался в храм, а зашёл туда после работы или учёбы, чтобы поставить свечу, постоять перед иконами, развеять мрачные мысли, сомнения. А досужие «правильные» бабульки, которые могут упрекнуть женщину или девочку, сами тем самым грешат.

Можно ли женщинам не покрывать голову в храме (объясняет православный священник):

Женщина в католическом храме

Вспомним, например, знаменитый мистический фильм «Константин». Главная героиня Анжела, считающая себя примерной католичкой, приходит в храм в брюках и с непокрытой головой, в таком виде спокойно беседует со священником.

Кадр из фильма «Константин

Дело в том, что данные религии не трактуют Послание апостола Павла как прямое руководство к действию. Есть версия, что оно было адресовано конкретно коринфянам, то есть касается местного обычая. Жители этих мест отличались разгульным образом жизни (в Коринфе процветало пьянство, разврат, проституция). Поэтому апостол Павел и рекомендовал женщинам, приходящим на проповедь, покрывать голову платком, чтобы те не вызывали греховных желаний у мужчин.

В православный храм маленькие девочки, как взрослые женщины, традиционно приходят в платке. Однако это не обязательное требование, а именно традиция. Ведь гораздо важнее не внешние атрибуты, а стремление человека, пусть и совсем юного, к молитве, понимание таинства посещаемого места.

  • Автор: Лариса Морозова

Высшее филологическое образование. Опыт работы корректором, редактором, ведения сайта, имеется педагогический стаж (первая категория).

Кто-то задумывается, почему в русской православной церкви женщины покрывают голову платком, кто-то воспринимает это как должное, не интересуясь, откуда пошла эта христианская традиция. Истинно верующие люди, внимательно изучающие Священное Писание (Евангелие, Библия), знают, откуда пошел этот обычай.

Откуда пошел обычай?

Во времена апостола Павла ходить с непокрытой головой могли молодые незамужние девушки. Волосы носили длинные, стричь их было позором, они были символом добродетели. Стригли и брили их блудницы. Замужних женщин с распущенными волосами считали распутницами, вступив в брак, они не могли появляться на людях с непокрытой головой. Только супруг мог смотреть на волосы.

Апостол Павел в разделе священного текста «Послание жителям города Коринфа» (стих 1-16, глава 11), с одной стороны, отразил нравы своего времени, а с точки зрения христианства, объяснил, зачем женщины при входе в храм должны покрывать голову.

Апостол хотел, чтобы люди, стоя перед крестом в храме, вспоминая жертву Бога, вели себя соответствующе. На экклесии мужчина молящийся, пророчествующий должен являть собой образ Христа, быть с непокрытой головой. Женщина являть собой образ Церкви, покрывать во время молитвы голову, демонстрировать покорность Слову Божию, одновременно покрывать свои грехи.

Мнение церкви

Тексты Библии в отношении культуры поведения и одежды в стенах храма следует трактовать согласно времени, традициям конкретной страны. Верующие должны носить в церкви одежды, не дискредитирующие христианскую веру.

Детальное учение о необходимости головного убора в храме отсутствует. Служители разных православных церквей трактуют по-своему тексты Священного писания, написанного на древнем языке. Слова «стыд» и «слава», которые использует апостол Павел в своих стихах, в разных странах имеют свои культурные особенности.

платок на голове

В Греции православные верующие любого пола посещают храмы и молятся Господу, не покрывая головы. Эта традиция появилась во время турецкого нашествия на страну. Мусульмане принуждали женское население страны носить во всех людных местах хиджаб — покрывало, закрывающее голову и большую часть фигуры.

Греки, принявшие христианскую веру, протестовали против принудительной исламизации. Храмы посещали в ночное время. При входе принципиально снимали головные уборы. Этой традиции более 200 лет. Современные гречанки в храмах не покрывают голову, служители церкви не признают это нарушением религиозных правил.

В православной России сложились свои исторические традиции. Начиная с XV века на их формирование влиял сборник Домострой. Он содержал наставления, касающиеся правил, главным образом религиозных и семейных. Согласно Домострою, женская голова, прикрытая платком, символизирует смирение, скромность, подчинение жены мужу. По традициям тех времен и состоящие, и не состоящие в браке женщины должны были прикрывать голову платком, входя в церковь.

Современные женщины имеют равные права с мужчинами в обществе, семье. Платок, как символ покорности, утратил свою актуальность. Служители церкви не настаивают на покрытии головы. Сами верующие сохраняют старинные христианские традиции, следят за выполнением, прививают их своим детям. Даже маленьким девочкам повязывают при входе в храм платочек.

девушка в храме

Рекомендации по выбору головного убора

Цветовая гамма является обязательным атрибутом православной символики, отражает духовную суть богослужения. Облачения священников по цвету строго соответствуют церковным канонам. У истинно верующих прихожанок есть праздничные платки разных оттенков. Существуют правила, когда их надевать.

Цвет головного убора (шарфа, платка)Обряды, службыЦерковные праздники
Белый — символ радостиВенчаниеБогоявление
КрещениеСретение Господне
Обряд погребенияВознесение Господне
Красный — символ крови ХристаО мученикахПасха (40 праздничных дней)
Темно-бордовыйНа Страстной неделе (Великий четверг)
Оттенки желтого и оранжевого — символ торжества и достоинстваВ воскресные, но не праздничные дниНа богослужении в честь Иисуса Христа, апостолов, пророков, равноапостольных, святителей
Зеленый — символ животворенияВербное Воскресенье, Троица, дни памяти преподобных, Понедельник Святого духа
Синий и голубой — непорочностьДни, когда почитают икону Пресвятой БогородицыУспение, Покров, Благовещение
Фиолетовый — страдания ХристаВоскресные службы, проходящие в дни Великого поста и Крестопоклонной неделиВоздвижение
Черный, темный синий и коричневыйВеликий пост и Страстная седмица — будни, дни траураЛитургия Преждеосвященных Даров

девушка в храме

Можно покрывать голову платками в цветочек. Такой покров самый распространенный. Церковь не требует в точности соблюдать требования, перечисленные в таблице, можно придерживаться простых правил:

  • не входить в храм в платочке с непонятной символикой;
  • в дни поста, траура покрывать голову платками темных оттенков;
  • не приходить на отпевание в платочках яркого цвета.

Выбор цвета и рисунка платочка — личное дело верующей, отражение ее истинной любви к Господу, ее христианского смирения.

Как правильно повязать платок

Волосы всегда считались символом женской красоты, привлекали к себе внимание. В любые времена было не принято делать пышные прически при посещении храма. Экстравагантных особ, нарушающих это требование, просто не пускали в церковь. Эта традиция сохранилась. Волосы аккуратно укладывают. На голову повязывают платок либо надевают:

  • снуд — головной убор в форме капюшона, прикрывающий голову и плечи, из шелка шифона;
  • палантин — большой шарф, которым покрывают голову и плечи.

Церковные платки прихожанки носят по-особенному. Исключены банты причудливой формы и узлы сложной формы. Носить головной убор можно по старинному православному обычаю — прикрыть платком лоб, края под подбородком скрепить булавкой.

Молодым девушкам и женщинам можно набросить легкий платок на голову, концы перекинуть за спину и там связать на шее свободным узлом. Шелковые шарфы не завязывают, один или оба конца перекидывают за плечи либо фиксируют при помощи скромных заколок. Платки, палантины, шарфы не должны спадать с головы во время молитвы, отвлекать верующую и других прихожан от молитвы, общения с Господом.

Суть традиции. Почему нужно носить платок в церкви?

Православная жена на богослужении

По традиции православные христианки, собираясь в храм, надевают платок. Этот обычай имеет основание в Священном Писании: в своем послании к жителям г. Коринф святой апостол Павел пишет, что женщина во время молитвы должна покрывать свою голову.

Для чего это нужно? И должна ли носить платок незамужняя девушка, у которой нет мужа, знаком «власти» которого является платок? Ходить ли в платке только в храме или везде? И, наконец, что делать, если как раз мужу-то Вы и нравитесь с непокрытой головой? Попробуем разобраться.

Обязательно ли православной христианке носить платок?

Для начала отметим, что к любому церковному правилу можно отнестись по всей строгости – это называется акривией, т.е. точным соблюдением закона, а можно – со снисхождением, что именуется икономией. В Церкви есть Заповеди, обязательные к исполнению, – нарушив их, мы совершаем тяжелый грех, то есть фактически отпадаем от Церкви и спасения, пока не покаемся. А есть правила, которые помогают в воспитании души, но не являющиеся условием, без соблюдения которого невозможно спастись. К таким правилам относится ношение женщиной платка.

Апостол Павел говорит, что женщина должна носить платок, «когда молится». Но молиться мы призваны постоянно, а не только во время богослужения. Соответственно, в идеале, голова у женщины должна быть покрыта всегда.

Девушка в храме

• Кто имеется в виду под словом «жена»: замужняя женщина или любое лицо женского пола?

Вероятно, речь идет обо всех женщинах и достаточно зрелых девушках. Во всяком случае, духовный писатель II века Тертуллиан в своем сочинении «О покрывале девственниц» уделяет внимание платкам, которые должны носить девы и призывает ходить с покрытой головой и девушек, готовящихся к замужеству, и тех, кто решил хранить девство ради Бога.

• В знак чьей власти мы носим платок?

Можно предположить, что речь здесь идет не только о муже, супруге, но и о послушании Богу, о признании своего места в обществе. Иначе что бы могли означать следующие слова – что головной покров жена надевает «для ангелов»? Вопрос, зачем ангелам нужно, чтобы христианка носила платок, излишен: мы слишком мало знаем о «психологии» Небесных сил, чтобы ответить на него.

С психологической точки зрения платок – это знак верности и скромности. В дискуссиях о том, носить ли его, часто звучит аргумент: «Зачем вообще обращать внимание на такие мелочи?» Но если ношение платка это мелочь, почему же так многие восстают против него и так мало женщин, носящих головной покров вне храма? Наш внешний вид сильно влияет на наше настроение, самоощущение, а соответственно – и на поведение, и в конечном итоге на характер. Выбирая из послушания Богу платок, верующая женщина укрепляет свою преданность Богу. И, конечно, платок приучает к скромности и целомудрию.

Жены в храме

Стоит отметить, что апостол Павел, призывая женщину носить головной покров и указывая на ее подчиненное положение, вовсе не унижал ее. Ведь он говорил не только о молящейся, но и о пророчествующей жене. Признать за женщиной потенциальную возможность стать пророчицей – значит вознести ее на большую высоту. И, хотя в наше время, в отличие от первохристианского, благодатный дар пророчества почти не встречается, деталь эта важна для понимания текста.

Но, как мы уже говорили, ношение платка это действительно далеко не главное в вере. Если это вызывает конфликты в семье, неуместно на работе и т.п., «идти напролом», конечно, не стоит. Стоит упомянуть, что некоторые христианки, считающие для себя полезным ходить с покрытой головой, но не имеющие такой возможности, повязывают вокруг головы ленту или надевают ободок – как некую замену покрова.

Покрывать ли голову вне храма – личное дело каждой женщины. Идя же в церковь, из уважения к традиции стоит надеть платочек или любой другой головной убор. И, конечно, гораздо более важна, нежели ношение платка, заповедь о неосуждении. Женщина в платочке не должна превозноситься над не имеющей его, а той, в свою очередь, не следует обвинять сестру по вере, имеющую покрытую голову.

Носят ли платок в храм в Греции?

Традиция носить платок в храм сохранилась не во всех православных странах. Зайдя в церковь в Греции или Сербии, вы почти не встретите женщин в платочках. Это связано с печальной историей этих стран: турки, завоевавшие их, запрещали христианкам покрывать голову, чтобы таким образом унизить их и отличить от мусульманок. За столетия турецкого ига женщины привыкли ходить непокрытыми. Впрочем, святой Косьма Этолийский, радевший о просвещении греческого народа и возрождении его национального духа, призывал христианок молиться с покрытой головой и даже раздавал им платки.

Как завязать платок в храме и вне его?

Вариант платка для храма

Мы уже упоминали, что платок – не единственный вариант покрова на голову, рекомендованного святым апостолом Павлом. В храм можно надеть берет, шапку, шляпку и т.п. – даже кепку, лишь бы это выглядело уместно, не мешало богослужению и другим молящимся (к примеру, в шляпе с широкими полями неудобно подходить к Причастию, т.к. можно толкнуть Чашу).

Конечно, платок должен быть чистым и аккуратным – христианка своим внешним видом проповедует красоту веры, ее облик не должен отталкивать от Церкви.

Как правило, платок надевают таким образом, чтобы лоб был открыт – надетые «в нахмурку» черные покрывала это удел монастырских послушниц. Можно повязать платочек сзади, под подбородком, либо обернуть его вокруг шеи. Цвет платка может быть любым – хотя многие подбирают его в соответствии с отмечаемым Церковью праздником, по аналогии с облачениями священнослужителей (на Рождество белый, на Пасху красный, на Богородичные праздники голубой, Великим постом темный и т.п.)

В наши дни можно увидеть красивые дизайнерские платки в виде капюшона (так называемый, неспадающий платок), с пелериной, повойники, сшитые по мотивам русского народного костюма и т.п. Выбор модели – дело вкуса каждой женщины.

Источники

Апостол Павел писал:

«Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов». (Кор., 11, 3-10)

Тертуллиан в своих трактатах писал:

«Люди, желающие чтобы девицы были с откровенною главою (1 Кор. 11.5), стараются доказать, что Апостол, повелевая женам покрываться, разумел тут не весь женский пол, но одних замужних женщин, и что, не наименовав при сем случае девиц, тем самым изъял их от такой обязанности. Они говорят, что Апостол не обинуясь мог бы прямо сказать: жены и девицы или весь женский пол.

Рассуждающие таким образом, должны бы припомнить, что в древнейших писаниях имя жены всегда означало весь женский пол, а не часть его. Бог назвал Еву женою, прежде даже, нежели познала она мужа, и чрез то ознаменовал пол ее в общем виде. А как Ева, прежде, нежели познала мужа или прежде замужества, названа женою, то имя сие, очевидно, приличествует и девицам. Апостол вдохновенный тем же Духом, каким исполнена книга «Бытие» и прочие Писания, должен был выражаться в том же смысле, и наименовал женами всех уподобляющихся Еве, когда она была еще девою». («О покрывале девственниц»).

В наличии

В наличии

Ссылка на основную публикацию