Какой глубины фундамент для гаража?

Для многих людей гараж – это не только пристанище для хранения и мелкого ремонта автомобиля, без которого уже немыслима современная жизнь, но и место, которое функционально может заменить в хозяйстве сарай, мастерскую или погреб. Чтобы сделать эту постройку капитальной и относительно тёплой, лучше всего использовать для строительства блоки из ячеистого бетона. Рассмотрим, какой нужен фундамент под гараж из пеноблоков, и как его правильно сделать.

Выбор фундамента

Если отдельно стоящий гараж строится на придомовой территории, в выборе фундамента проще всего сориентироваться по дому или другим имеющимся постройкам. Вряд ли ведь кто-то будет затевать дорогостоящее исследование грунта, чтобы решить, какой фундамент лучше для гаража из пеноблоков. Если в нём не планируется делать подвал, фундамент может быть вообще любым, в том числе и точечным (столбы, сваи). Чтобы сделать подвал со смотровой ямой – а многие предпочитают именно такой вариант – применить можно только ленту или плиту.

Глубина фундамента под гараж из пеноблоков

При строительстве гаража с подвалом глубина заложения фундамента будет соответствовать высоте подвальных стен. Оптимально это 210 см, что на многих территориях России меньше глубины зимнего промерзания грунта. В таком случае, под подошвой фундамента (или под полом, устроенным по грунту) не требуется делать утепление.

  • Там, где отметка УПГ уходит глубже пола подвала, стоит вообще подумать о целесообразности такого строительства. И если хозяин сочтёт, что подвал ему всё-таки нужен, в процессе заливки фундамента придётся предусмотреть наружное утепление пенополистиролом, с толщиной плит не менее 100 мм.
  • Единственно, в чём нужно убедиться при устройстве глубоко заложенного фундамента – это в том, что уровень грунтовой воды не подходит к подошве ближе 50 см. Разведка УГВ делается либо весной, после таяния снегов, либо в разгар осеннего сезона дождей, когда зеркало подземной воды поднимается на максимальную отметку.
  • Для этого бурится скважина на глубину 3 м, в неё устанавливается сухой деревянный шест или верёвка с грузиком, и оставляется на несколько часов. Если через несколько часов щуп намок, замерьте, на какой отметке, и определите её положение относительно поверхности земли.
  • Сопоставьте полученную отметку с региональным нормативным уровнем УПГ – такие сведения без труда найдёте в сети. Если окажется, что уровни УГВ и УПГ пересекаются – то есть, вода поднимается выше границы промерзания, от строительства подвала лучше точно отказаться. Силы морозного пучения способны создать много проблем.
  • Гараж без подвала выгоднее строить на фундаменте мелкого заложения, нижняя горизонтальная плоскость которого заглубляется максимум на 30-40 см. При такой глубине, в каком бы регионе ни производилось строительство, подошва ленты или плиты окажется в зоне промерзания почвы, так как даже на российском юге УПГ составляет 55-60 см.
  • Значит, придётся принять меры к защите фундамента от промораживания. Таковыми являются: устройство насыпных слоёв из песка и щебня, закладка под подошву плит экструзионного пенополистирола. Самым выгодным при этом окажется ленточный фундамент, который можно залить по несъёмной пенопластовой опалубке. Получится и быстро, и функционально, а полы в гараже могут быть вообще грунтовыми.

Если же вы хотите иметь капитальный пол, проще всего сразу залить плавающую плиту фундамента, чем формировать сначала ленту, а потом ещё и полы по грунту. Глубина фундамента под гараж из пеноблоков в таком случае может быть вообще нулевой – заглубляться будут только насыпные слои из песка и щебня.

Как своими руками сделать фундамент под гараж из пеноблоков

Плита для такого чувствительного к подвижкам материала, как ячеистобетонные блоки, является оптимальным выбором, так как обеспечивает максимальную статичность основания – особенно, если имеет направленные вверх рёбра жёсткости. Такая конструкция имеет большую, чем у ленты, площадь опирания, равномернее распределяются нагрузки по грунту. Рассмотрим, как сделать такой фундамент для гаража из пеноблока.

Подготовка к строительству гаража

Если вы не покупали готовый проект и не заказывали его индивидуально, придётся заняться проектированием самостоятельно. Начать нужно с выбора места, хотя на небольших земельных участках особого выбора-то и нет. Гараж должен располагаться в передней части двора, либо пристраиваться к дому так, чтобы удобно было заезжать.

Размер строения должен быть таким, чтобы он не только вписался в отведённое под него пятно застройки, но и соответствовал габаритам автомобиля. Всё зависит от класса машины, каждый из которых имеет такие параметры:

Класс машиныГабаритные размеры мм
длинаширинавысота
Малый380016001700
Средний430017001800
Большой516021002000
Коммерческий550024502350

Проект FH-90 Windows

Проект FH-114 Optimus

Проект дома FH-115 Status

При расчёте минимального размера гаража в плане, нужно опираться на представленные параметры, прибавив к ним нормативные зазоры: сбоку от машины до стены должно быть 800 мм, спереди и сзади – по 700 мм. Если гараж предназначен для двух автомобилей, то кроме указанных расстояний дистанция между ними должна составлять не менее 600 мм.

Виталий Кудряшов

Примечание: Высота гаража определяется не как расстояние от пола до потолка. Верхним уровнем считается ближайшая к полу поверхность навесного оборудования: вентиляционного короба, подвесного стеллажа или кронштейна роллетных ворот.

Габариты самой плиты соответствуют контуру стен, если на ней сначала возводится из кирпича или заливается монолитный цоколь. Если же кладка пеноблока будет осуществляться непосредственно по плите, что тоже возможно, то основание должно иметь выступ на толщину облицовки. Высота самой плиты, если она ровная, составляет минимум 250 мм; если ребристая, может быть и меньше – 150-200 мм.

Если планируете сделать смотровую яму, то она должна быть короче автомобиля на 1000 мм, или такая же (если с нишей для инструмента) – но не длиннее. Для расчёта ширины ямы за основу берут ширину колёсной базы машины: от этой цифры минусуют ширину колеса и толщину стенки (150 мм). Таким образом, размеры ямы по осям составят в среднем 3000*800 мм. Глубину делают такой, чтобы стоящий в ней человек не упирался головой в днище автомобиля (2 метра обычно достаточно, хотя люди бывают и более высокие).

Виталий Кудряшов

На заметку: При устройстве плитного фундамента яма заливается вместе с ним. На ленточном фундаменте выкопать яму можно уже после того, как коробка гаража будет готова и заведена под крышу.

Подбор материала и разметка территории

Прежде, чем приступить к разметке территории, отведённой под строительство, нужно определить точное количество материалов, чтобы закупить всё необходимое. Допустим, плита будет иметь размер 6*4*0,25 м – вот как выглядит набор необходимых материалов для её заливки:

Вид материалаЕд. изм.Количество
1.Геотекстильм?35
2.Песок для отсыпки на толщину 200 ммм?4,8
3.Щебень для отсыпки на толщину 50 ммм?1,2
4.Тощий бетон (В7,5) для подбетонки толщиной 50 ммм?1,2
5.Рубероид для гидроизоляции в два слоям?55
6.Пескобетонная смесь М100 для стяжки по гидроизоляцииМешок 25 кг24
7.Пиломатериал для опалубки (доска 40*150)м?0,12
8.Арматура для каркаса Д12тн0,446
9.Арматура для каркаса Д8тн0,029
10.Проволока вязальнаякг5
11.Бетон для основной заливки (В15 или В22,5)м?6

Виталий Кудряшов

На заметку: Мы привели смету на плитный фундамент, структурированный по традиционной технологии, без утепления. Количество материалов приведено точное, чтобы сориентироваться в затратах, вам надо будет только подставить цены своего региона.

Котлован

Теперь разберёмся с разметкой. Контуры прямоугольного фундамента, который обычно и бывает у гаража, нанести на местность проще всего. Ориентиром обычно служит забор, ведь гараж не стоится в чистом поле. Во фронтальной части он может совмещаться с забором – когда в гараж можно попасть, лишь открыв ворота. Сбоку по нормам от гаража до соседского забора должен быть хотя бы 1 м.

Откладываете линию на требуемом расстоянии от забора, и на ней отмечаете длину котлована. Она будет больше длины плиты фундамента на 500 мм (по 250 с каждой стороны) – это нужно, и для устройства отмостки, и для удобства работы. Отмеряете на нанесённой линии нужное расстояние, и забиваете колышки.

Теперь нужно обозначить перпендикулярную сторону котлована. Воспользуйтесь угольником и определите прямой угол, и, продлив его с помощью рулетки до нужного метража, забейте третий, а затем и четвёртый колышек. Проверить правильность разметки можно путём замера длин диагоналей, которые должны быть одинаковыми. Если есть отклонения, внесите коррективы, перебив колышки, и натяните между ними леску.

Мы получили контуры котлована. Учитывая небольшой объём вынимаемого грунта (в данном случае, это всего 14,4 м?), выполнить земляные работы можно и вручную. Начинать копать следует от центра котлована к краям, стараясь не заглубиться дальше требуемой отметки, и тем самым не нарушить естественную целостность грунта на дне. Лучше оставить лишних 5 см, а потом зачистить их аккуратно, ориентируясь на забитые до нужной отметки колышки. Стенки котлована делаются наклонными, придавая ему в сечении трапециевидную форму.

Песчаная подушка

Если в процессе зачистки дна котлована всё же были допущены переборы, их рекомендуется ликвидировать или путём трамбования песка, или, если выборка получилась значительной, бетонированием. Для поддержания геометрической формы песчаной подушки и предупреждения смешивания песка с материковым грунтом, дно котлована вместе со стенками укрывают геополотном.

Продают геоткань в рулонах, которые надо раскатать и распределить по всему периметру котлована с нахлёстом, захватывая и откосы. Между собой полотна соединяются скобами, специальным скотчем или могут свариваться путём разогрева и приклеивания. Тут всё зависит от вида используемого материала, при покупке вас в магазине проконсультируют.

Далее поверх геотекстиля производится отсыпка песка на заданную толщину. Песок должен быть крупным, желательно без примесей глины. Если для трамбования использовать виброплиту, подушку толщиной до 45 см можно считать одним слоем. Однако чтобы достичь нужного показателя уплотнения, виброплита должна пройтись по одному месту не менее 3-4 раз с проливкой водой перед каждым проходом.

Увлажнение обязательно, и является залогом получения качественной подушки. Для лучшего уплотнения и качественного дренажа воды с поверхности, песок может смешиваться со щебнем в пропорции 60:40, или просто используется песчано-гравийная смесь.

Пошаговая инструкция по укладке фундамента

Классическая структура плитного фундамента, если принимать во внимание существующие нормы, кроме нежёсткого подстилающего слоя в виде грунтовой подушки, включает в себя ещё и жёсткий слой из тощего бетона (в строительном обиходе его называют подбетонкой).

Выполняет три основные функции:

  1. Является удобным основанием под рулонную гидроизоляцию и защищает её от прорывов.
  2. Образует барьер для близко подходящих к поверхности грунтовых вод.
  3. Вместе с гидроизоляционным слоем сохраняет влагу в бетоне при заливке плиты самого фундамента.

В малоэтажном строительстве роль подбетонки могут сыграть и другие материалы. Один из них – это профилированная мембрана ПВХ, которая весьма прочна и водонепроницаема, поэтому может заменить не только жёсткий слой, но и гидроизоляционный. Правда, если грунт у вас на участке просадочный, это будет не лучший вариант. Бетонный слой всё-таки надёжнее.

Второй материал, который можно заложить под подошвой плитного фундамента – это плиты экструзионного пенополистирола. Из них формируют нечто вроде чаши, которая повторяет контур плиты и играет роль водонепроницаемой опалубки. Такой вариант лучше применить, если строить гараж приходится на пучинистых грунтах – глинах и суглинках. Вместе с песчаной подушкой слой ЭППС (толщина не менее 100 мм) будет играть роль противопучинистого буфера.

Если всё-таки решили отдать предпочтение традиционному варианту с подбетонкой, то для её заливки нужно установить маячные рейки. Это доска, ширина которой должна соответствовать толщине заливки. Её устанавливают на ребро и фиксируют с двух сторон забитыми в грунт арматуринами.

По технологии подбетонную плиту не армируют, но большинство строителей-практиков с этим не согласны. Без внутреннего усиления плита может потрескаться и даже прорвать гидроизоляцию, поэтому лучше или заложить в подбетонку сетчатые карты (можно композитные), или хотя бы добавить в бетон полимерную фибру. На затвердевание подбетонки, достаточного для продолжения работ, при температуре +20 градусов уходит 2-3 дня.

Гидроизоляция выполняется рулонным материалом, наклеиваемым на основание на битумную мастику. Перед выполнением этой работы поверхность бетона нужно прогрунтовать тоже битумным праймером. Поверх готовой гидроизоляции требуется выполнить бетонную стяжку толщиной 4 мм или настелить армированную плёнку – это исключит вероятность повреждения рубероидного ковра в процессе монтажа каркаса плиты.

Опалубка

Опалубка для гладкой плиты конструктивно довольно проста. Это четыре собранных из пары обрезных досок щита, закреплённых в грунте колышками и зафиксированных для устойчивости распорками. Чтобы щиты не прилипли намертво к бетону и легче демонтировались, их оббивают рубероидом, геотекстилем или простой полиэтиленовой плёнкой.

Готовый щит представляет собой две уложенные параллельно доски толщиной 25-40 мм, скреплённые между собой брусками 40*50 мм через 70-80 см. Соединения выполняются саморезами, изнутри наружу. Если используются гвозди, они должны иметь такую длину, чтобы концы можно было загнуть во избежание самопроизвольного выдёргивания под давлением залитого бетона.

Очерёдность выставления опалубки и армирования может быть разной. Это не принципиально, всё зависит от формы армирования. Если используются укрупнённые элементы каркасов, собранные из готовых сеток, их проще устанавливать в готовую опалубку. Если же собирать каркас из отдельных стержней, борта будут мешать увязывать торцы арматуры. В таком случае опалубку устанавливают во вторую очередь.

Виталий Кудряшов

На заметку: Чтобы сформировать плитный фундамент под гараж из пеноблоков своими руками, очень удобно использовать несъёмную опалубку. Собрать её можно путём установки по периметру плиты тротуарных бетонных бордюров соответствующей высоты.

Арматура

Независимо от того, собирается ли каркас из отдельных стержней, или из заводских сеток, нижний ряд арматуры нужно разместить так, чтобы под ним образовался защитный бетонный слой толщиной 35 мм, если есть бетонная подготовка (70 мм, если бетонного подготовительного слоя нет). Обеспечивается нужный отступ за счёт пластиковых фиксаторов в форме стульчиков, на которые очень удобно укладывать арматуру. По вертикали внешний слой бетона может быть более тонким: 15-20 см, для чего используют фиксаторы в виде звёздочек.

Между собой стержни вяжутся отожжённой проволокой диаметром 1,2 мм, на одно соединение уходит кусок длиной 30 мм, согнутый пополам. Как вариант, для увязывания стержней можно использовать обыкновенные капроновые стяжки, которыми скрепляют пучки проводов.

Перед монтажом арматуры, на подбетонке делается разметка, обозначающая периметр каркаса в плане с учётом защитных слоёв, и местоположения продольных и поперечных поясов. Как вариант, оси каркаса можно вынести на обноску – П-образные колышки, на которых удобно отмечать сразу несколько осей. Если опалубка уже установлена, уровень каркаса и верха фундамента можно отметить прямо на ней, вкрутив на нужной отметке саморезы, и натянув между ними шнур (можно сделать отпечаток красящей нити).

На что обратить внимание? Глубина фундамента для гаража – важный параметр, влияющий на устойчивость будущего строения и крепость стен. При небольшой глубине существует риск подвижки основания морозным пучением или провала опоры из-за зыбкости грунта. Излишняя высота фундамента приведет к неоправданным тратам.

Какую выбрать? Параметр рассчитывается, исходя из типа почвы, уровня грунтовых вод, материала стен. Для легких конструкций подойдет мелкозаглубленная лента, винтовые или буронабивные сваи. Для пеноблока, кирпича лучше использовать заглубленную ленту или сплошную плиту.

Факторы, влияющие на глубину фундамента для гаража

Универсального ответа на вопрос о том, какая глубина фундамента необходима под гараж, не существует. В нашей огромной стране в зависимости от уровня грунтовых вод, типа грунта и того, насколько он промерзает, рекомендуемые параметры могут сильно отличаться от одного региона к другому. Также немаловажен материал, из которого планируется строить.

Факторы, влияющие на глубину фундамента для гаража

Чем прочнее грунт, на котором планируется устанавливать сооружение, тем меньшая глубина будет необходимой и достаточной для его основания. Это относится, например, к гравийным, щебневым или крупнообломочным грунтам, для которых вполне достаточно несильно заглубленного (до 0,8 м) фундамента.

Иначе обстоит дело, если речь идет о глиняном или торфяном грунте, который сильно пропитан водой и в морозы может местами вспучиваться, разрушая основание и стены гаража. При таком типе почвы подошву следует заглублять как минимум на полтора метра.

Внимание! Информацию о глубине промерзания грунта следует искать в СНиП 23-01 от 1999 года и СНиП 2.02-01 от 1983 года.

Грунты слабого типа требуют обустройства свайных или столбчатых фундаментов, что позволит, помимо обеспечения требуемой прочности, прилично снизить затраты.

Бетонные основания под постройку с годами разрушаются под воздействием грунтовых вод. Чтобы правильно определить, какая глубина фундамента для гаража будет достаточной, следует ориентироваться на уровень их залегания с учетом сезонных изменений, таких как осадки, талые воды и т. д. Для конкретного определения этого параметра следует воспользоваться помощью специалистов и тестовым бурением.

Для участков, находящихся в низинах, необходимо обустройство проходящей вдоль фундамента дренажной системы, которая позволит отвести от основания постройки лишнюю влагу.

Внимание! Нужно постараться расположить подошву фундамента хотя бы на полметра выше уровня залегания грунтовых вод.

Масса строения напрямую зависит от материала стен. Поэтому при расчете несущей способности основания важно понимать, что необходимая глубина фундамента для гаража из пеноблоков будет отличаться от таковой для постройки из кирпича.

Приведем пример зависимости характеристик основания от того, какой материал выбран для строительства:

  • Для легких быстровозводимых металлических гаражей достаточно мелкозаглубленного основания или винтовых свай.
  • Для гаража из кирпича важна не только глубина фундамента – он должен быть достаточно широким. Ширина основания должна на 100–120 мм превышать толщину стен.

Рассчитывая параметры фундамента для гаража и составляя план строительных работ, следует предусмотреть обустройство надежной гидроизоляции. Рекомендуется заложить в проект формирование цоколя – подошва должна быть на 300 мм выше уровня земли. Такое основание позволит стенам оставаться сухими и существенно увеличит срок службы сооружения.

При строительстве гаража на таких мягких и склонных к насыщению влагой почвах, как торфяник, мелкий песок или ил, следует позаботиться о сооружении подкладки из песка с крупным зерном, предварительно удалив верхние слои земли. Тщательно утрамбованная подушка должна быть толщиной не менее 20 см.

Такой способ также хорош, если есть риск образования плавунов. Для увеличения срока эксплуатации постройки и повышения ее надежности при строительстве на проблемном грунте фундамент следует армировать.

Глубина ленточного фундамента для гаража

Для возведения гаражей широко используются ленточные фундаменты, представляющие собой армированную железным прутом полосу, проходящую по периметру строения. Главный плюс таких оснований в том, что они обеспечивают отличное сцепление с грунтом и равномерное распределение нагрузок. Их отличает высокая надежность и долгий срок службы.

Поскольку существует множество различных вариантов, то, закладывая основание под гараж, лучше выбрать тот, который не связан с использованием спецтехники. Ленточный фундамент особенно хорош, если вы планируете соорудить в гараже смотровую яму или погреб.

Глубина ленточного фундамента для гаража

Строить гараж на ленточном фундаменте лучше, если речь идет о грунте с небольшой глубиной промерзания, не имеющем предрасположенности к вспучиванию и с глубоким залеганием грунтовых вод. В почве, которая глубоко промерзает, обустройство такого основания связано с необходимостью извлечения больших объемов земли, что приведет к неоправданно большим затратам.

Возведение такого ленточного фундамента, как бутобетонный, по плечу только опытным строителям. Использование природного камня значительно увеличивает прочность и долговечность сооружения. Камни укладывают в траншее, заливая бетоном после каждого слоя до достижения требуемой высоты.

Какой глубины нужен фундамент для гаража – зависит от уровня, на который промерзает земля. Это относится к пучинистым грунтам. Для песчаных допустимо расположение подошвы выше уровня промерзания. Важно учесть, что в любом случае ленточный фундамент должен быть заглублен не менее чем на 0,6 м.

Для гаражных фундаментов небольшой глубины следует предусматривать расширенное основание (это не касается цоколя).

Существует две основных разновидности гаражных фундаментов:

  • Заглубленные – отлично показывают себя на пучинистом грунте. Следует посмотреть величину промерзания земли для вашего региона в справочной литературе и заложить основание на уровне ниже найденного значения на 0,2 м.
  • Мелкозаглубленные – обычно сооружаются под деревянными, пенобетонными или каркасными постройками на грунтах, практически не имеющих склонности к вспучиванию. Заглубляются на 0,5–0,7 м.

Часто ленточные фундаменты используют в комбинации с другими вариантами:

  • в виде монолитной ленты выполняется опорная подушка, а далее в ход идут бетонные блоки;
  • на основании из блоков заливается монолитная бетонная лента.

Расчет заглубленного фундамента для гаража

Здесь под строительство гаража используется ленточный фундамент, который возможно обустроить исключительно при глубоком залегании грунтовых вод. В противном случае его использование окажется нецелесообразным из-за необходимости понижения уровня воды, дренирования и использования гидроизоляции.

Какой глубины должен быть фундамент под гараж, зависит от уровня промерзания грунта в конкретном регионе.

Для точного расчета необходимо использовать взятое из специальной справочной литературы значение глубины промерзания, сделав поправку на 20 % в большую сторону. Например, при показателе, равном 1,1 м, траншея под ленточный фундамент должна быть глубиной: 1,1 + 20 % = 1,32 м. Полученную величину следует округлить в сторону увеличения. Получаем 1,4 м.

Расчет заглубленного фундамента для гаража

Чтобы определить, какой глубины заливать фундамент под гараж, и упростить работу над проектом, можно использовать таблицу из старых СНиП, касающихся строительной климатологии и геофизики, частично приведенной ниже:

Населенный пунктТип грунта
крупнообломочныйсредний и крупный песокмелкий песок, супесьглина и суглинок
Москва1,63 м1,44 м1,34 м1,1 м
Санкт-Петербург1,45 м1,28 м1,2 м0,98 м
Екатеринбург2,31 м2,04 м1,91 м1,57 м
Нижний Новгород2,2 м1,94 м1,81 м1,49 м
Новосибирск2,39 м2,23 м1,83 м
Самара2,28 м2,01 м1,88 м1,54 м
Ростов-на-Дону0,97 м0,86 м0,8 м0,66 м

По большей части, эти сведения в данном случае имеют важное значение для таких почв, как глина, суглинок и супесь. Способность хорошо пропускать влагу, не давая ей скопиться у фундамента, позволяет в данном случае оставить за скобками крупнообломочные и песчаные грунты. Для предотвращения пучения в морозы достаточно исключить один из указанных факторов.

В силу относительной дороговизны заглубленного ленточного фундамента, имеет смысл его использовать, только если планируется оборудовать в гараже смотровую яму или подпол.

Глубина мелкозаглубленного фундамента для гаража

Наиболее экономически оправданным при строительстве гаража будет использование в качестве основания мелкозаглубленного ленточного фундамента или фундаментных плит.

В среднем, ленточный фундамент должен иметь глубину около 1 м. Использовать незаглубленные опоры специалисты не рекомендуют, так как у них низкая несущая способность. Вариант следует рассматривать при малой глубине залегания грунтовых вод (до полутора метров от поверхности).

Глубина мелкозаглубленного фундамента для гаража

Основание из фундаментных плит используют как в мелкозаглубленном, так и в незаглубленном вариантах. Такие фундаменты обладают хорошей несущей способностью и не затрудняют обустройство подвала или ямы.

При выполнении гаражного фундамента из мелкозаглубленных опор следует принять меры для защиты от вздутия грунта в мороз. Для того чтобы избавиться от этой проблемы, нужно утеплить почву под стенами строения. Перечислим все работы, которые необходимы для защиты от низкой температуры и влажности, вызывающих пучение:

  • Для утепления внешней стороны основания обычно пользуются экструдированным пенополистиролом (пеноплексом), утепляя фундамент по всей высоте, включая и цокольную часть. Толщину утепляющего материала выбирают, исходя из конкретных климатических условий.
  • Этот же материал можно использовать для утепления отмостки, предотвращая замерзание грунтовой влаги в прилегающей к строению зоне.
  • Для того чтобы избежать накопления воды в прилегающей к гаражу земле, следует также оборудовать ливневые стоки.
  • Для отведения излишков грунтовых вод вдоль фундамента устраивают дренажную систему.
  • Любой фундамент, тем более мелкозаглубленный, требует надежной гидроизоляции.

Глубина свайного и столбчатого фундамента для гаража

Если планируется постройка гаража из легких материалов, лучшим вариантом будет свайно-винтовое основание из опор широко применяемого диаметра – 108 мм. Ограниченная несущая способность не позволяет использовать их под большие и тяжелые сооружения. Возможен также фундамент из буронабивных свай, которые изготавливают из армированного бетона, заливая по месту.

Свайные фундаменты

Использование свайных фундаментов целесообразно при высоком залегании грунтовых вод, особенно в болотистых низинах. Длину опор подбирают исходя из веса сооружения и особенностей грунта. Следует точно рассчитывать этот параметр, опираясь на справочные данные.

Они также предназначены для небольших строений из-за низкой несущей способности. Какой глубины делать столбчатый фундамент под гараж, зависит, как и в случае с ленточным, от глубины промерзания.

Мелкозаглубленные фундаменты оправдывают себя на прочном грунте, например, крупнообломочном. Обычно глубина таких оснований составляет около 1 м. Глинистые почвы требуют при постройке гаража утепления, дренирования и обеспечения гидроизоляции.

Оптимальная глубина фундамента для гаража зависит от перечисленных выше факторов. Ее грамотный расчет позволяет избежать проседания, растрескивания и разрушения стен, обеспечивая длительную и комфортную эксплуатацию.

  • Мы уже более 10 лет занимаемся строительством гаражей, и за это время смогли завоевать доверие многих клиентов. Мы гарантируем сроки строительства по договору, поэтому вы можете быть уверены, что ваш гараж будет готов вовремя.

Если вы хотите заказать гараж, переходите по ссылке или звоните нам: +7 (800) 511-04-38. Мы с удовольствием ответим на все ваши вопросы и поможем вам выбрать оптимальный вариант.

Как провести расчет фундамента под гараж: глубина и ширина

Главная задача гаража — это сохранить автомобиль и не допустить воздействия на него снега или дождя. Но возведение обычных стен и крыши еще не означает, что из-за сильной влажности ржавчина обойдет стороной кузов машины. Вот поэтому очень важно соорудить качественный фундамент, который будет гарантировать безупречную защиту.

  • Как рассчитать фундамент под гараж
  • Выбор подходящего фундамента
  • Определение типа грунта
  • Глубина фундамента для гаража
  • Ширина фундамента

Как рассчитать фундамент под гараж

Чтобы фундамент с годами не рушился и, как следствие, не деформировал стены и крышу, специалисты рекомендуют произвести его расчет, учитывая особенности почвы, глубину прохождения грунтовых вод, вес и габариты конструкции. Затем на основании всего этого выбирается вид фундамента, который больше всего подойдет для вашего гаража.

Если предполагается строить гараж довольно габаритных размеров с крепкими кирпичными, пеноблочными или деревянными стенами, то необходимо соорудить не менее массивный и крепкий фундамент. В случае гаража со скромными размерами на один небольшой автомобиль можно обойтись и легким основанием. Но одно обязательное требование относится к любым гаражным постройкам — фундамент должен хотя бы на 20-30 см выситься над землей. Это поможет предотвратить появление влаги на стенках гаража.

Перед началом всех расчетов, необходимо выяснить, какие коммуникации проходят под местом постройки, чтобы их не нарушить. Иначе вас не минуют проблемы с соседями и соответствующими службами.

После этого рекомендуется набросать хотя бы простенький чертеж участка, по которому затем можно будет ориентироваться при сооружении конструкции гаража.

Выбор подходящего фундамента

Фундамент бывает несколько видов:

Это бетонный раствор, залитый в опалубку, помещенную в специально выкопанную траншею вдоль всего периметра здания.

Сооружается из плотно забиваемых или ввинченных свай в почву. Его считают наиболее универсальным для любых, даже самых трудных грунтов.

Состоит из прочного массива плит под всем сооружением и является не только одним из самых крепких, но и дорогих из остальных видов фундаментов.

Определение типа грунта

Как провести расчет фундамента под гараж: глубина и ширина

От того, какая земля находится на месте постройки, будет напрямую зависеть глубина заливаемого фундамента. Грунты бывают скальные, песчаные, глинистые и суглинистые.

Глина имеет свойство вспучиваться при достаточно низких температурах и размываться при близком прохождении грунтовых вод, поэтому глубина закладывания фундамента на таких почвах будет намного больше, чем на мягких песчаных. На глинистой земле лучше всего возводить свайный или плиточный фундамент, а на песчаных и суглинистых — ленточный.

Как провести расчет фундамента под гараж: глубина и ширина

Как построить фундамент для гаража из шлакоблоков и сам гараж, читайте в следующей статье.

А здесь статья, из которой вы узнаете, как построить гараж из профнастила.

Глубина фундамента для гаража

Какой должна быть глубина фундамента под гараж? Глубина основания фундамента будет напрямую зависеть от показателя высоты промерзания и пролегания подземных вод. Если промерзание почвы не очень неглубоко, а грунтовые воды проходят далеко, то можно соорудить и фундамент с глубиной около 0,4 м плюс еще столько же под подушку из песка и гравия. Данный фундамент идеально подходит для песчаных почв, которые не подвергаются процессам пучения.

Глубину фундамента на этих почвах лучше всего углублять до 80 см. Фундамент на глинистых, суглинистых и болотистых почвах и при достаточно глубоком прохождении вод лучше всего углублять до 1-1,5 метров. Это должно предотвратить размывание, сжатие и разжатие грунта, а значит, и разрушение всего фундамента.

Для определения точной глубины фундамента, необходимо узнать глубину замерзания почв в вашем регионе и приплюсовать к ней примерно 20%. Например, если промерзание почвы будет один метр, то глубина фундамента равняется 1,2 метра.

Ширина фундамента

Как провести расчет фундамента под гараж: глубина и ширина

Предполагаемая толщина стенок гаража напрямую будет влиять на ширину устанавливаемого фундамента под гараж, который должен быть больше их на 30%. Это относится и к ростверку, т. е. к плите, соединяющей сваи фундамента.

В случае ленточного фундамента для гаража, заливка которого предполагает возведение опалубки, ширина гаражного фундамента будет увеличена еще и на толщину стенок этой опалубки. Допустим, ширина стен будущего гаража составляет 12 см (стандартный кирпич), а толщина стенки деревянной опалубки — 2,5 см. В этом случае ширина вашего фундамента будет равна 12+3,6 (30% от 12)+2,5х2=20,6 см.

Расчет фундамента под гараж — дело достаточно несложное. Для этого требуется лишь учесть все природные факторы, параметры самого гаража и правильно подсчитать глубину и ширину фундамента. Потратив немного времени на эти нехитрые подсчеты, можно смело начинать работу и быть уверенным, что возведенный гараж простоит без ремонта очень долгое время.

Как провести расчет фундамента под гараж: глубина и ширина

Фундамент для гаража из пеноблоков. Об этом читайте здесь.

Последовательность сооружения плиты под гараж

Сегодня расскажем, как правильно заливается бетоном такой строительный элемент, как плита под гараж. При простоте самой конструкции есть в ней много серьезных моментов, которые влияют на качество конечного результата. Поэтому рассмотрим размерные параметры плитного сооружения, проведем пример расчета армирующего каркаса и по пунктам обозначим технологические процессы заливки пола в гараже в виде плиты.

Плитный фундамент

Начнем с того, что фундамент под гараж – плита, сооружение очень надежное, но затратное в плане расхода материалов. Есть у него большой плюс: сам фундамент одновременно будет выполнять функции напольного основания. И если правильно провести упрочнение поверхности, то прослужит такой пол не один десяток лет. Чисто конструктивно это монолитная плита, в которую уложен металлический армирующий каркас из стальной арматуры для увеличения прочностных характеристик фундамента.

Преимущества и недостатки

Начнем с достоинств этой конструкции:

  1. По сути, плита – это плавающая платформа, которой не страшны сложности грунта. Ее можно заливать даже на подвижные почвы.
  2. Низкое залегание грунтовых вод для плиты не проблема. Гараж всегда будет сухим. И даже если уровень воды достаточно высок, то небольшой слой простой гидроизоляции спасает ситуацию.
  3. Если есть необходимость уложить в плитный фундамент систему отопления теплый пол, то и это не самая большая проблема. Главное – все продумать и рассчитать на стадии проектирования гаража.
  4. Плитный фундамент – конструкция достаточно толстая, так что через нее ни грызуны, ни насекомые не проникнут.

Единственный недостаток, как уже было сказано выше, большие расходы строительных материалов: бетона и арматуры. Соответственно и бюджет, выделенный на его сооружения, будет больше, чем на строительство, к примеру, ленточного фундамента.

Единственный недостаток – большое количество разных материалов, что увеличивает стоимость конструкции Источник remontik.org

Пошаговая инструкция сооружения плиты под гараж

Рассмотрим процесс заливки плиты под гараж на примере стандартного сооружения размерами 4х6 м. Как и все строительные процессы, сооружение плитного фундамента делится на два основных этапа: подготовка под заливку бетонного раствора и сама заливка.

Этап №1 – подготовительный

В первую очередь производится разметка участка под строительство. То есть по грунту с помощью колышек и бечевки определяют границы гаража со сторонами 4 и 6 м. Полученный прямоугольник проверяют по двум диагоналям. Их просто замеряют и сравнивают. Их длины должны быть равны.

Далее выкапывают котлован глубиною 0,3-0,5 м. Данный параметр зависит в основном, из каких материалов будет сооружаться сам гараж. Если это кирпич или бетонные блоки, то надо выкапывать по максимуму. Если это блоки из ячеистого бетона, то по минимуму.

Дно котлована выравнивают и засыпают двумя слоями: нижний щебень толщиною 10-20 см, верхний песок такой же толщиной. Оба слоя предварительно выравнивают и утрамбовывают. Если требуется провести гидроизоляцию плиты, то это делают именно сейчас. Самый простой способ – использовать рулонный материал на основе битума, к примеру, рубероид.

Его укладывают минимум в два слоя. При этом оба из них стелют полосами в перпендикулярных направлениях. Сами полосы раскладывают внахлест относительно друг друга со смещением 10-12 см с обязательным закрытием краев котлована. То есть гидроизоляционный слой должен не только собой закрыть подушку, но и стенки котлована. Скрепляют полосы рубероида битумной мастикой.

Расчет, сборка и монтаж армирующего слоя

Для сборки армирующего каркаса применяют стальную арматуру диаметром 10-12 мм. Его собирают в виде решетки с ячейками 20х20 см. Можно меньше или больше, этот вариант оптимальный.

В первую очередь надо подсчитать количество требуемых арматурных стержней. Размеры постройки известны, но необходимо знать, что до краев фундамента прутки арматуры не должны доходить в пределах 5-10 см. К примеру, если длина возводимого гаража 6 м, значит, длина продольных элементов должна быть 5,8 м. Поперечных 3,8 м при длине плиты в 4 м.

Теперь необходимо подсчитать требуемое количество продольных и поперечных арматурных стержней. Так как шаг их установки равен 20 см, то есть 0,2 м, то в поперечном направлении продольных элементов будет: 3,8:0,2=19. Обязательно прибавляют еще один элемент, потому что такой расчет не учитывает последний крайний стержень. То есть, в общем получится 20 кусков арматуры длиною по 5,8 м.

То же самое делают и с расчетом количества поперечных прутков: 5,8:0,2=29, приплюсовывают «1», получается 30 элементов длиною по 3,8 м. Для информации покажем, сколько арматуры потребуется для сооружения монолитной плиты под гараж размером 4х6 м.

(5,8х20)+(3,8х30)=230 м. Так как длина одного арматурного стержня равна 11,7 м, то для нашего фундамента потребуется: 230:11,7=19,65 штук. Округляем до 20 прутков.

Итак, количество арматуры известно, ее разрезают болгаркой под размеры и укладывают на гидроизоляционный слой в виде решетки 20х20 см. Между собой арматурные отрезки связывают вязальной проволокой. Электросварку лучше не применять, потому что это жесткое соединение, и оно может не выдержать нагрузок от автомобиля. Соединение проволокой является движущимся. При сборке армирующей решетки необходимо строго соблюдать ее место расположения. То есть с отступом от краев в пределах 5-10 см.

И еще один важный момент, касающийся армирующего каркаса. Он должен располагаться в теле бетонной конструкции. То есть под ним и сверху него должен находиться бетонный раствор. Поэтому арматурную решетку надо приподнять, хотя бы на высоту 5 см. Поэтому под нее равномерно укладывают куски кирпичей, блоков или камни. Сегодня в строительных магазинах продаются специальные подставки из металлического профиля или пластика. Во-первых, они одного размера, что упрощает установку каркаса в одной горизонтальной плоскости. Во-вторых, эти элементы устойчивы и на них удобно укладывать арматуру. На фото ниже такой элемент показан.

Монтаж опалубки

Монолитный фундамент под гараж заливается с выступом над грунтом. Высота эта может быть достаточно большой – в пределах 10-15 см, или небольшой – 5 см. В независимости от этого по периметру будущего строения устанавливают опалубку. Лучше для этого использовать обрезные доски толщиною 20-25 мм и шириною, определяющей высоту верхней части заливаемой конструкции. К примеру, если это 10 см, то ширина доски должна быть 100 мм.

Опалубку устанавливают точно по периметру котлована. Ее элементы с внешней стороны укрепляют колышками и подпорками (деревянными или металлическими), а также две соседние доски в разных направлениях стягивают рейкой.

Этап №2 – заливка бетонного раствора

Этот процесс самый простой. Бетон заливают одномоментно, чтобы полностью заполнить пространство внутри котлована и ограниченной опалубкой площади. Самый главный параметр плиты под гараж – толщина.

Этот размер варьируется в диапазоне 15-20 см. Если гараж строится для большого автомобиля, тогда толщину лучше увеличить до 30-40 см. Если заливают плитную конструкцию по последнему параметру, то армирующий каркас собирают в два слоя с расстоянием между ними в пределах 20 см.

Что касается бетона, то для плитного фундамента можно использовать раствор марки М250, но лучше М350. Ценовая составляющая разных марок не сильно разниться, но последняя по прочностным характеристикам намного лучше.

Итак, если бетонный раствор залит, необходимо позаботиться о нем в плане пересыхания. В первые несколько дней его поверхность надо обязательно поливать водой. Если погода жаркая, то рекомендуется плиту накрыть полиэтиленовой пленкой.

Через 7 дней снимают опалубку. Нагружать бетонную конструкцию, то есть возводить стены, можно лишь после того, как бетонный раствор наберет хотя бы 70% от своей марочной прочности. К примеру, при температуре +20С при нормальной влажности такую прочность сооружение наберет уже через 10 дней. Но в этой ситуации спешить не надо.

Итак, монолитная плита фундамента под гараж готова. Можно возводить саму постройку. В принципе, такой пол уже гарантированно прочный. Но рекомендуется его все-таки упрочить. Какие есть способы и технологии.

Видео описание

В видео показано, как правильно соорудить плитный фундамент по гараж:

Упрочнение гаражного пола

Существует несколько традиционных способов, а также новые технологии.

  1. Цементация. Ее проводят на стадии затвердевания плитного фундамента, пока он еще влажный. Просто посыпают сверху пола цемент тонким слоем и растирают шпателем или полутеркой. Основная задача – втереть цемент в бетонное основание.
  2. Монтаж каменной или бетонной плитки. Один из тех вариантов, который большой популярности у частных застройщиков не имеет. Слишком дорог.
  3. Обработка бетонного пола специальными пропитками на основе полиуретана или эпоксидки. Такие составы глубоко проникают в тело бетонного раствора (до 7 мм), во много раз упрочняя его. При этом поверхность плиты становится водонепроницаемой. Да и химически активные вещества такому слою не помеха.
  4. Покраска. Для этого используются специальные лакокрасочные составы на основе полимеров. По сути, это декоративная гидроизоляция, которая не пропускает через себя влагу. Но и по прочностным характеристикам эти краски достаточно долговечны.
  5. Наливные полы на основе цемента или полимеров. Еще один эффективный способ упрочить бетонные полы в гараже.

Заключение по теме

Плитный фундамент считается оптимальным решением, если стоит задача сооружения гаража на непрочных грунтах с высоким уровнем пролегания грунтовых вод. Во многих ситуациях это единственный вариант. Самое важное – правильно все рассчитать: от глубины котлована, количества арматуры до толщины самой плиты. В этой конструкции нет второстепенных элементов и операций. От каждой из них зависит качество конечного результата.

Конструкция зависит от массы сооружения, которую ей предстоит выдерживать, от особенности грунтов и их состава. На них оказывает влияние климат, глубина промерзания, уровень влажности в месте строительства. В одном и том же районе он может сильно отличатся в зависимости от того, где находится строительная площадка — в низине или на возвышенности, возле водоема или на большом расстоянии от него. Важна экономическая составляющая, удобство, возможность размещения специальной техники на участке. Стоит учитывать и то, сколько человек будут трудиться на объекте. Они должны успеть залить бетон, пока он не схватился, суметь установить тяжелый блок, организовать процесс так, чтобы никому не мешать. Чтобы без опыта работы правильно сделать фундамент под гараж своими руками, нужна пошаговая инструкция.

Фундамент под гараж своими руками

Анализ почвы при выборе типа фундамента

Перед тем как сделать фундамент под гараж, нужно учесть особенности почвы — это один из важнейших факторов при выборе конструкции. Если она слишком мягкая и подвижная, придется закладывать глубокое основание с сильной арматурой, придающей ему гибкость. На сухой каменистой поверхности можно обойтись без этих мер предосторожности. На характеристики почвы оказывает влияние его минеральный состав и влажность.

Отличия по минеральному составу

В отдельную группу можно выделить каменистые и песчаные основы. Они обладают малой подвижностью и хорошо держат вес. При их использовании нет необходимости копать глубокие траншеи или забивать массивные сваи. Глубина заложения в данном случае в среднем составляет около 0,8 м. Обломочные породы, гравий и щебень отличает самая высокая несущая способность. Песок также обладает нужной твердостью и устойчивостью. В средней полосе его вместе с щебнем применяют для создания подушки, защищающей от воздействия подземных вод и гасящей деформации, которые возникают при перемещении подземных слоев. В этих регионах преобладают глинистые, торфяные грунты, суглинки. Если строить прямо на них, сооружение простоит не долго.

Для вышеперечисленных видов характерна высокая подвижность. Они хорошо удерживают воду, которая, расширяясь при замерзании, давит на постройку снизу. Весной, когда лед тает, происходит обратный процесс. Такого давления фундамент не выдержит даже при наличии усиленной арматуры. В этих условиях необходимо уделить должное внимание уровню его заложения. Она должна быть ниже уровня промерзания.

Какая марка бетона нужна для фундамента: советы и сводная таблица

Постоянная влажность и сезонные воды

Этот фактор не играет значительной роли, если строительство ведется на скальных породах или песке. В средней полосе, где преобладают суглинки, он является одним из важнейшим при расчетах. Глина задерживает сырость, которая разрушает основание при сезонном замерзании и оттаивании. Кроме того, она размывает его, вызывает коррозию материала. Ситуация усугубляется весной и осенью, когда тает снег, и выпадает особенно много осадков. Сложнее всего приходится тем, чей участок находится в низине, особенно возле реки или озера, либо в болотистой местности. Чтобы решить проблему, необходимо вырыть дренажный канал.

Чтобы определить, насколько близко от поверхности находятся грунтовые воды, обычно бурят шурф — узкое вертикальное отверстие. Для этого используется шнек либо ручной инструмент —бур или лопата. Глубина фундамента под гараж должна быть больше их уровня минимум на 0,5 м.

Плитное основание

Платное основание может применяться в любых условиях и способно выдержать даже очень тяжелые стены. Представляет собой монолитную горизонтальную железобетонную плиту, расположенную на поверхности либо ниже уровня промерзания. Недостатком такого решения является трудоемкость — сложность расчетов и выполнения работ. Все это окупается долговечностью и надежностью. Проект относится к категории сложных и дорогостоящих. Он нужен лишь тогда, когда другие варианты не подходят. Основание может использоваться в качестве пола, что дает возможность сэкономить время и стройматериалы. Его создание проходит в несколько этапов.

Пошаговая инструкция

Сначала размечают площадь котлована с помощью веревки, привязанной к колышкам. Затем делают подушку из песка высотой 10 см. Сверху таким же слоем насыпают щебень размером 3-5 см. При большом содержании глины в почве слои желательно увеличить в два раза. Чтобы подушка не дала усадку, ее поливают из шланга и уплотняют ручной трамбовкой. Соорудить ее можно своими силами из тяжелого полена, приделав к нему рукоятку.

По периметру возводится опалубка из досок толщиной от 3 см. Чтобы раствор ее не распирал, она укрепляется перпендикулярными брусками и подпорками. По краям насыпается грунт. Изнутри опалубка выстилается полиэтиленом. Затем делается подбетонка. Дно покрывается геотекстилем, после чего производится его заливка бетонным раствором марки М100. Слой не должен превышать 2 см. После схватывания покрытие обрабатывается гидроизоляционным составом. Часто для этого используют битум.

После высыхания гидроизоляции приступают к созданию арматурного каркаса. Он представляет собой две сетки, уложенные сверху и снизу, скрепленные между собой стальными стержнями. Их сечение при толщине плиты 20 см должно быть не менее 1 см, при толщине 30 см-1,6 см. Стержни крепят с помощью монтажной проволоки с шагом 20-25 см. Каркас необходимо погрузить в смесь на глубину 5 см. Для этого его укладывают на специальные пластиковые подставки.

Заливка производится за один раз — иначе может возникнуть расслоение фундаментной плиты. Для уплотнения материала применяется глубинный вибратор либо толстый арматурный прут.

Ленточная конструкция

Представляет собой контур, сделанный методом опалубки, либо собранный из блоков. Он располагается по периметру гаража и служит опорой для его стен. Хорошо подходит для всех видов грунтов при условии его глубокого заложения.

Мелкое заложение используется только для легких одноэтажных построек без подвала. Почва должна содержать мало глины и иметь низкую или среднюю влажность. Такой вариант рекомендуется для любых регионов, включая северные, где глубина промерзания превышает один метр. Это объясняется тем, что рыть огромный котлован под нежилую постройку не целесообразно. Такое решение встречается наиболее часто. Оно наиболее выгодно и отвечает всем требованиям по прочности и надежности.

Если планируется устройство смотровой ямы, высота ее стен должна быть не меньше метра.

Выбор материала

  • Шлакоблоки — применять следует полнотелые. Они стоют не дорого и имеют высокую прочность на сжатие. К недостаткам можно отнести низкую стойкость к поперечным нагрузкам и слабую влагостойкость, что делает его непригодным для глинистых влажных грунтов.
  • Пеноблоки — имеют те же недостатки. Они обладают небольшой массой и удобны в обработке. Их отличительная особенность — хорошие теплоизоляционные характеристики. Пригодны для легких построек.
  • Керамзитовые блоки — хорошо защищают от холода, но плохо переносят нагрузки. Из-за большого количества открытых пор требуется обязательная гидроизоляция. Керамзит сложно обрабатывать. При резке он крошится, образуя неровную кромку.
  • Железобетон — универсальный вариант, позволяющий задавать технические характеристики в широких пределах. При необходимости в смесь можно ввести добавки, создающие поры, замедляющие или ускоряющие схватывание. Его срок службы составляет 150 лет, что в два раза больше, чем у предыдущих вариантов и в три раза больше, чем у кирпича.

Как залить фундамент под гараж

Чтобы понять, какой марки бетон нужен для фундамента гаража, требуется определить, какие параметры необходимы. Для песчаного и скального основания используются марки М200 и М250, для глинистого — М250 и М300. Чем выше марка, тем выше водонепроницаемость, поэтому при строительстве подвалов применяется М300. При небольшой массе стен и глубине заложения до 0,3 м подойдет М150. Для северных регионов лучше применять смеси с добавками, повышающими пластичность. При высоком уровне грунтовых вод следует сделать гидроизоляцию. В смесь можно ввести гидрофобные добавки.

Сначала нужно определиться с размерами, массой сооружения, свойствами почвы. Затем нужно провести расчет всех параметров основания и количества строительных материалов, необходимых для его создания. Когда расчет закончен, следует подготовить участок, по возможности освободив его ото всего, что будет мешать работе. Желательно заранее продумать расположение спецтехники и расчистить место для складирования.

На участке производится разметка с помощью кольев и веревки, натянутой между ними. Они устанавливаются по обе стороны будущей траншеи параллельно друг другу. Ее средняя ширина составляет около 40 см, глубина — 50 см.

Дно покрывается песчаной подушкой толщиной 20 см. Чтобы она не дала усадку при строительстве, ее уплотняют струей воды из шланга. Сверху насыпается гравий или щебень слоем 10 см. После этого делается опалубка из досок толщиной от 3 см. Она должна возвышаться над землей как минимум на 25 см. Верхнюю часть необходимо подпереть досками и укрепить землей с бруствера. Можно сделать между стенками деревянные перемычки, прибив их гвоздями. Чтобы доски не выгибались, их нужно сколотить вертикальными брусьями.

Когда опалубка готова, ее дно и низ стенок застилаются полиэтиленом или рубероидом. Арматурный каркас собирают из прутьев сечением от 0,8 до 1,5 см. Их связывают между собой тонкой монтажной проволокой. Продольные пускают снизу по краям, поперечные крепят к ним с шагом 20 см. Для подвижных грунтов необходим более массивный каркас с верхними продольными стержнями. Вместо поперечных часто применяются стальные скобы с круглым сечением. Чтобы металл не контактировал с окружающей средой, каркас ставят на пластмассовые стойки. Он должен быть утоплен в растворе на глубину от 3 до 5 см.

Практически все начинающие строители озадачены вопросом, какая именно должна быть глубина фундамента под гараж? Какую нагрузку должен выдерживать фундамент, если гараж в один или в два этажа.

Фундамент под гараж

Помимо этого, есть много нюансов, которые необходимо знать при самостоятельной постройке, например, чтобы в гараже не было сырости и влаги, чтобы со временем не отсырел автомобиль. Нужно приложить много усилий, чтобы грамотно рассчитать ширину и глубину закладки фундамента.

Почва

Почва для фундамента

Конечно, хорошо если есть возможность выбрать место строительства, но зачастую, уже есть место и необходимо возводить постройку.

Самой главной характеристикой почвы, которая может влиять на постройку – это глубина её промерзания. Если перепад температуры будет слишком большой, то здание может осесть или дать трещину, перекос проемов.

Но стоит учитывать, что для разных почв, величина глубины промерзания почвы будет совершенно разная. К примеру, через песок или песчаный грунт, вода проходит очень быстро, а следовательно, глубина промерзания будет значительно ниже, чем у субстратов.

Для того, чтобы в будущем не волноваться о прочности и надежности своей постройки, стоит выполнить у фундамента подошву при строительстве гаража, которая будет располагаться ниже уровня промерзания почвы.

Итак. если грунт промерзает к примеру на 0,8 метра, то закладывать фундамент нужно на 1 -1,2 метра. Можно выполнить подошву из песка и щебня, засыпав эти компоненты в образовавшийся котлован, таким образом, удаляется вода. Также необходимо рассчитать несущую способность грунта.

Самым лучшим вариантом является скалистая местность, но там практически не найти хорошего участка под строительство. СНиП регламентируют что для постройки гаража категорически не подходит чернозем с плодородным слоем и торфом. Именно поэтому, верхний слой почвы в обязательном порядке необходимо снять, дойдя примерно до несущих слоев, которые выдержат нагрузку и тяжесть гаража. В большей частности случаев – это около 0,5 метра.

При возведении конструкции необходимо предельно точно выяснить все вопросы, связанные с грунтовыми водами. Грунтовые воды имеют большое влияние на несущую способность грунта, и на глубину промерзания. Можно предусмотреть водоотвод грунтовых вод, для защиты можно использовать глиняный замок. Категорически запрещается возводить в таких грунтах смотровые ямы или подвальные помещения.

Материал постройки

На сегодняшний день различают большое количество строительных материалов, из которых можно возвести гараж. Но наиболее оптимальным всегда был и остается кирпич, который может долгие годы выдерживать нагрузку и не изнашиваться.

Фундаменты бывают разных видов:

Сплошной

Сплошной фундамент под гараж

Это прочный массив плит под всем зданием и является самым крепким видом.

Сварной

Свайный фундамент гаража

Выглядит в виде плотно забитых свай в почву. Такой фундамент подходит для любой почвы и поэтому является универсальным типом.

Ленточный

<span

Ленточный фундамент для гаража” width=”300? height=”225? />

Представляет собой опалубку, в которую заливают бетонную смесь по периметру.

Для каждого здания со своей площадью и величиной нагрузки, для отдельного вида почвы, выбирать следует определенный тип. Необходимо знать, что от глубины залитого фундамента, напрямую будет зависеть его прочность и надежность.

Для глинистых почв, предпочтительней выбирать сварной тип фундамента, достаточно приемлемым будет считаться плиточный тип, а для песчаной почвы лучше всего выбрать ленточный фундамент.

Как провести расчет?

Гараж является достаточно важной постройкой и потому стоит особое внимание уделить расчетам фундамента. Гараж должен обезопасить автомобиль от неблагоприятного воздействия климатических условий.

Ленточный тип фундамента выполняется на глубине до 1,7 м, глубже его просто незачем делать.

На данный момент лучшим вариантом для средней полосы будет комбинация ленточного и плитного фундамента.

Можно по ценам просчитать, к примеру, если гараж 6 на 8 метров:

  1. Земляные работы: 24м3?700 руб. = 16 800 руб.
  2. Песчаная подушка 10м3?500 руб. = 5 000 руб.
  3. Бетон на ленту 4м3?5 000 руб. = 20 000 руб.
  4. Засыпка песком 10м3?500 руб. = 5 000 руб.
  5. Бетон под плиту 5м3?5000 руб. = 25 000 руб.
  6. Арматура A-III 12 мм 1200мx26 руб. = 31 200 руб.

Итого материалов получается на 103 000 руб. Если оплачивать работы, то нужно прибавить еще около 80%.

Для того, чтобы правильно рассчитать фундамент для гаража, необходимо учесть много природных факторов и габариты самой постройки. Потратив немного времени можно потом построить надежную, долговечную конструкцию.

Этапы строительства

  1. Первоначально продумать и просчитать какой нужен котлован, наиболее оптимально будет выкопать его на глубине 50 см. Далее, фундамент засыпают песком с проливкой и трамбовкой на 20 см.
  2. По периметру делается лента 30?40 см. Армирование горизонтальное: 3 прута арматуры A-III в 2 ряда, вертикальное – выпуска через 40 см высотой над фундаментом 300 мм (для связки). Нужно рассчитать материалы на опалубку и арматуру.
  3. Далее, внутрь отсыпается песок под трамбовку с проливкой водой, накрывается песок пленкой полиэтиленовой (чтобы цементное молочко в песок не ушло и бетон не потерял своей крепости). Вяжется каркас в 2 слоя из арматуры A-III с ячейкой 200?200 мм. Толщину плиты можно сделать 10 см.

Глубина

Фундамент для гаража

Глубина фундамента под гараж будет напрямую зависеть от величины высоты промерзания грунта и протекания подземных вод. Если глубина промерзания не велика, а вот грунтовые воды проходят низко, то фундамент можно выложить с глубиной 0,4 метра и прибавить к этой цифре величину на песочную подушку и слой гравия.

Такого рода фундамент будет идеальным выбором для постройки на песчаной почве, которая почти не поддается промерзанию.

Фундамент на глинистых и болотистых почвах лучше всего углублять на 1,5 метра. Таким образом, не будет проходить размывание и разжатие грунта, что предотвратит разрушение фундамента.

Глубина фундамента всегда должна быть больше величины промерзания грунта, минимум на 0,2 -0,3 м.

Ширина

Фундамент для гаража

Толщина стенок гаража будет напрямую влиять на ширину возводимого фундамента для гаража, который необходимо выполнить, примерно на 30% больше.

Это относится к любому типу фундамента, и даже к плитам, соединяющим сваи фундамента.

Для ленточного типа фундамента, под который предполагается возводить опалубку, ширина должна быть увеличена еще и на толщину стенок самой опалубки.

Итак, к примеру, ширина стенок будет 12 см, такой размер имеет стандартный кирпич (если кладка в один кирпич), тогда толщина стенок деревянной опалубки будет 2.5 см. И в таком случае ширина возводимого фундамента будет 20,6 см.

Нюансы закладки

Гараж

Если в гараже не планируется ставить более двух автомобилей, не стоит возводить большой гараж, а следовательно и не понадобится мощный, крепкий фундамент. В случае с одной манной можно вполне обойтись легким, скромным основанием.

Время чтения: 7 минут

Любые строительные работы рекомендуется начинать с проекта и гараж не станет исключением. Это не обязательно должен быть документ, составленный профессиональным проектировщиком. Проект гаража не так сложен, как проект дома, но при отсутствии опыта даже такая задача окажется непростой. Остановимся подробнее на вопросе, как составить проект гаража из газобетона своими руками.

Для начала надо определить задачи постройки и её функциональные особенности. В случае с гаражом надо ответить на несколько вопросов.

  • Должен ли быть в гараже погреб?
  • Нужна ли смотровая яма?
  • Сколько помещений будет внутри гаража (хозяйственные помещения, кладовые и т.д.)
  • Какой размеры проема будет у ворот (подробнее в разделе «Ворота»)
  • Сколько машин будет стоять в гараже?
  • Нужно ли дополнительное пространство для хранения садовой и другой малогабаритной техники?

Это позволит создать примерный план и прикинуть необходимые размеры.

После этого надо определить тип фундамента и рассчитать планируемую на него нагрузку. Начать разумнее с определения типа почвы, если вам уже известен этот параметр, то его можно пропустить.

Определение типа почвы

Чтобы определиться с фундаментом, необходимо узнать тип почвы. Это можно сделать несколькими способами.

  • Если гараж станет первой постройкой на этой территории, а в дальнейшем планируется рядом построить дом, то имеет смысл провести геологические исследования. Эти изыскания производятся специализированными организациями. Стоимость услуг обычно начинаются от 25000 – 30000 рублей.
  • Тип почвы можно узнать у соседей. Если на соседних участках есть гаражи, то можно узнать у хозяев, какой фундамент они использовали.
  • Если на участке с гаражом есть дом, то тип почвы уже известен.
  • Можно самостоятельно произвести геологические исследования грунта, для этого потребуется садовый бур и удлинитель к нему.

Как самостоятельно определить тип почвы для фундамента

На этом этапе уже желательно понимать, какой будет гараж: количество этажей, есть ли смотровая яма, есть ли подвал.

Для одноэтажного гаража без подвала грунт скважину в почве нужно бурить не менее глубины промерзания.

Глубина промерзания в зависимости от региона

Для гаража с подвалом исследование желательно сделать на глубину не менее 3,5 – 4 м.

На месте будущей постройки делаем скважины, пробы грунта собираем в контейнеры и подписываем, с какой глубины они были взяты. Пробы нужно брать с каждых 25 см, исключая плодородный слой – его брать не нужно. После глубины промерзания пробы берем с каждых 50 см.

Глубина промерзания зависит от региона и от типа почвы, этот параметр можно узнать из таблицы.

Теперь нужно проделать несколько тестов с образцами.

  • Определить влажный грунт или сухой.
  • Растереть образец по ладони.
  • Рассмотреть под лупой.
  • Попробовать скатать из грунта шнур.

Рассмотрим какие результаты будут у разных типов почв.

  • Песок – не скатывается в шнур, под лупой видны отдельные песчинки, грунт непластичен.

  • Супесь – скатывается, но распадается на части, в составе преобладает песок.

  • Суглинок легкий – шнур скатывается, но рвется на небольшие части. Во влажном состоянии почва имеет небольшую пластичность. Состоит из песка и небольших комочков, которые легко раздавить.

  • Суглинок средний – шнур скатывается, при попытке свернуть кольцо разрывается. В составе чувствуются песчинки и комочки. В сухом состоянии комки сложно разломать, они раскалываются на мелкую крошку. Во влажном состоянии грунт мягкий и пластичный.

  • Суглинок тяжелый –скатывается в шнур, при сворачивании в кольцо или шарик трескается по краям. В сухом состоянии ломается на крупные куски, во влажном – липкий и пластичный.

  • Глина – отсутствуют песчаные включения, легко скатывается в шнур, можно свернуть в кольцо или скатать шарик. Во влажном состоянии пачкает руки и липнет.

Как рассчитать фундамент для гаража

Гараж – небольшое сооружение, поэтому нагрузка от него будет не такой большой, как от дома. Для расчета потребуется узнать сопротивление грунта и суммарную нагрузку от всех элементов конструкции.

Сопротивление грунта (R) определяем по формуле:

R= R0*(1+k1*(b-100)/100)*((d+200)/(2*200))

  • R0 – расчетное сопротивление для нашего типа грунта определяем по таблице.

Коэффициент пористости зависит от глубины. Если фундамент глубже линии промерзания, то пористость обычно меньше, так как замерзшая земля давит на нижние слои.

Тип грунта

Коэффициент k1

Эта формула применима только для фундаментов глубиной не более 2м, что подходит для гаража.

Дальше надо посчитать нагрузку от гаража. Она состоит из сумм постоянных нагрузок: перекрытий, крыши, стен и фундамента. Постоянные нагрузки суммируются с временными: снеговая, вес машины, вес оборудования.

Расчеты фундамента производятся по формуле: L*b*h*p*Yn

  • L – длина
  • d – ширина
  • h – глубина
  • p – плотность (железобетон 2400 – 2500 кг/м.куб)
  • Yn – коэффициент надежности смотрим в таблице

Общую нагрузку от дома надо разделить на площадь сечения фундамента, чтобы получить давление, которое будет оказывать здание на грунт.

Давление от здания на грунт не должно превышать сопротивление грунта (R), если это так, то расчеты удовлетворяют требованиям.

Выбор типа фундамента

Фундаменты различаются в зависимости от глубины заложения на малозаглубленные и фундаменты полного профиля.

  • Фундаменты полного профиля (заглубленные) – укладывают на глубину ниже уровня промерзания грунта (для европейской части России 1 – 1,5 м). Такая конструкция позволяет избежать давления сил морозного пучения на фундамент.

Морозное пучение – это увеличение объема грунта при замерзании в ней влаги. Если своей подошвой фундамент опирается на пучинистый грунт в зоне промерзания, то во время заморозков почва расширится и поднимет фундамент. Пучение создает неравномерные напряжения, в результате этого хрупкий газобетон может треснуть. Когда фундамент опирается на почву ниже зоны промерзания, то морозное пучение давит только с боков. К пучинистым относятся глины, суглинки и супеси.

  • Малозаглубленные фундаменты располагают на небольшой глубине. Раньше было затруднительно использовать эту разновидность фундаментов на пучинистых грунтах в холодном климате. Сегодня малозаглуленные основания стали чаще применять в частном строительстве. Такой фундамент возможен при проведение определенного перечня мероприятий. Для гаража рекомендуется выбрать именно такой тип конструкции, так как он более экономичен.

В зависимости от формы фундамент под газобетонный гараж может быть плитным, ленточным или свайным. Тут выбор зависит от функциональных особенностей гаража и особенностей грунта.

Ссылка на основную публикацию